Здравствуйте!
Новая рецензия и новая, традиционная, историческая вводная.
Я начал свою блогерскую карьеру девять лет назад, в 2010 году. Тогда я был активным игроком в World of Warcraft, читал много тематических блогов, поступил на журфак и решил, что нужно совместить два дела. И начать "расписываться" и писать про любимый World of Warcraft. Но со временем концепция изменилась и произошла небольшая трансформация формата.
Я играю более двадцати лет и видел много игр. Но с каждым годом хороших игр становится всё больше, а времени для того чтобы их посмотреть или пройти, всё меньше. Тем более, когда ещё параллельно играешь в MMORPG. Однако, бывают такие проекты, от которых не спрятаться. К примеру, The Last of Us.
Летом 2013 года, когда игра вышла ещё на PlayStation 3, не было такого издания, медиа-ресурса, подкаста или YouTube-канала, на котором бы не упоминалась игра. Самые лучшие эмоции и отзывы, самые восторженные рецензии и яркие впечатления. Тем летом мне казалось, что эта игра какая-то невероятная и ход повествования в ней настолько необычен, а геймплей – новаторский, что захотелось всё бросить и начать играть. Правда, для этого нужно было побороть одну, мою личную, проблему – непростое отношение к хоррорам. Нервы мои не очень настроены на скримеры и прочие неожиданные элементы.
А потом я закрутился в других играх и делах, в ноябре 2014 купил PlayStation 4 и где-то весной 2015 купил The Last of Us: Remastered. Сразу же установил и все. До лета 2018 я ходил буквально ходил кругами вокруг игры, думая «Может там не всё так страшно, может быть не зря её все так хвалят и любят».
21 августа я начал проходить The Last of Us и через десять дней мне уже хотелось, чтобы таких игр было чуть-чуть по-больше. И вот почему.
Когда поганки были большими
В российской локализации игра называется «Одни из нас: Обновлённая версия» и на первый взгляд может показаться, что оно не настолько четко отражает происходящее в игре, как англоязычный вариант. Но когда проходишь игру и сидишь в раздумьях над финальными титрами, понимаешь, что оба вариант отлично вписываются в концепцию игры. Последние из нас действительно могут быть одними из нас, в той ситуации в которой оказался Джоэл. Первые секунды игры напоминают Uncharted 4, особенно, если проходить игру до Last of Us.
Мирная квартира отца-холостяка Джоэла и его смышленой дочери Сары. Ей всего двенадцать лет, но она уже способна давать отцу дельные советы и дарить на день рождение хорошие часы. Часы, о которых давно мечтал Джоэл. На фоне семейной идиллии идут новости, рассказывающие об эпидемии неизвестного вируса и беспорядках в городе.Возникает смутное ощущение, что эти два события как-то связанны.
Проходит несколько мгновений и в квартиру вваливается безумный сосед. Почему и зачем – мы этого не знаем пока не знаем. Но одного взгляда на него было достаточно, для того чтобы понять – зомби-апокалипсис уже здесь.
Он пугает своей будничностью и неизвестностью, он не похож на все те сценарии, с которыми ты сталкивался ранее. Просто одни люди безумны от страха, а вторые из-за мутировавшего грибка кордицепса, превращающего их в огромные грибковые колонии.
Все эти события происходят с калейдоскопической скоростью и мы их видим глазами Сары, сидящей на заднем сиденье автомобиля, на котором Джоэл и его брат пытаются выехать из города. Под нашим контролем она перемещается от одного окна к другому и не успевает уследить за происходящими ужасами.
В этот момент понимаешь, что все происходящее – это не заранее режиссированная ситуация, а уже игра. В том числе и игра эмоций, в полной мере проявляющихся после завершения пролога.
Воспоминания о будущем
После пролога начинается Uncharted 4 в окружении зомби-апокалипсиса. Это особенно заметно, после прохождения финальной части похождений Дрейка. Мы ходим по тому, что раньше называлось Бостоном и поражаемся тому, как выглядели игры в 2013 году на не самой производительной консоли. Конечно же, в версии для PlayStation 4, особенно когда она в версии «Pro» капли дождя на стекле автомобиля, утренний туман, дым от костра и огонь с отбрасывающий причудливые тени – всё это стало ещё более реалистичным и завораживающим. Даже беглого взгляда на экране достаточно, чтобы заметить возросшую детализацию текстур. Например, бороду Джоэла можно рассмотреть во всех подробностях и найти там множество седых волос.
Создается однозначное впечатление, что Last of Us: Remastered на PlayStation 4 Pro расправила плечи и оказалась на своем месте. Как если бы мы долгое время вынуждено носили неудобную обувь, а потом нашли кроссовки своей мечты. Кстати говоря, игра поддерживает разрешение 4К и расширенный цветовой диапазон HDR, поэтому если у вас модный и современный телевизор, на нём не зазорно будет сыграть и в Last of Us: Remastered. Игра нисколько не устарела за прошедшие пять лет с момента релиза. И дело тут не в графике и детализации окружения, которым всегда славились Naughty Dog. Основная ценность игры – в эмоциональной нагрузке и сюжете.
Бородатый нянь
Сразу же после пролога мы попадаем в мир, в котором зомби-апокалипсис – это не что-то фантастическая, а суровая реальность. Обычная жизнь стала мифом, который был когда-то давно. Современная жизнь—это обшарпанный Бостон, напоминающий худшую версию современного Детройта и редкие колоний не зараженных людей, живущих на карантинных территориях. Всё остальное стало вотчиной зомби и природы, взявшей планету в свои зеленые, золотые, серые и белые руки, меняющие свет строго по календарю.
После жуткого пролога, приходит очистительная весна, когда остатки старого мира оживают. Редкие люди пытаются шутить, полицейские бродят по переулкам и проверяют всех на наличие вируса и горе тем, кто окажется зараженным. Проходя The Last of Us в 2018 году, возникает невольная аналогия с The Division, атмосфера которого так и просит добавить какие-нибудь мрачные элементы ужаса или триллера.
Но аналогия эта быстро заканчивается. На её место приходят суровые и серые будни. Главный герой игры – Джоэл – вместе со своей напарницей Тесс, выполняет легальные и не очень поручения различного характера. В основном это доставка оружия и других грузов от одной карантинной зоны к другой. По факту он контрабандист или даже «сталкер». После того что с ним случилось в прологе трудно, представить чтобы Джоэл занимался чем-то другим. Тем более, что занятий на планете теперь не много. Выживай, защищай выживших или же пытайся что-то изменить. Этим занимаются бойцы «Цикад», ищущие методы борьбы с кордицепсом. Именно они и заказали Джоэлу и Тесс вернуть оружие, после несостоявшейся сделки. Но, в лучших традициях отличных сюжетов, всё идет не так как надо. Оружие не то, не у тех и не там. Казалось бы, рядовая ситуация, которую мы уже видели во многих фильмах и играх. Вот только выглядит она на зависть лучшим образцам кинематографа.
Любой диалог, любая эмоция отображается на лице персонаже, в его жестах и поведении. Даже взгляд в окно и тень от лампы создают ощущение уникального повествования. Из всего этого складывается атмосфера истории и история эта за каждым небольшим поворотом дарит необычный опыт и ощущения.
Если ничего не знать о сюжете Last of Us, не читать обзоры и не вникать в суть происходящего, то в первые полтора часа ты переживешь такой же объем эмоций, который подарит целый сезон отличного сериала. Когда на экране появляется Элли, ты на подсознательном уровне веришь, что она не супер-герой, а девочка-подросток, выросшая уже в этом мире. Она никогда не знала другого мира и познавала только по обрывкам из прошлого. Она поет фрагменты из песен, рассматривает каждую витрину, если она каким-то чудом уцелела за десятилетия и очень любит комиксы. Во многом именно поэтому, управляя Джоэлом, стоит внимательно исследовать каждую комнату, шкафчик в ней и тумбочку в ванной комнате. Ведь там не только можно подобрать ресурсы для крафта, позволяющего улучшать то немногочисленное оружие, которое есть у персонажей, но и найти комиксы для Элли.
В большинстве игр подобные мелочи, были бы эпизодическими и не несли бы за собой никакой нагрузки, кроме как косметической или же сюжетной. В Last of Us каждое действие персонажа, его слова, жесты и даже ракурс камеры, в котором всё это происходит, имеет свой смысл и подтекст. Игру можно смело рекомендовать, как наглядное пособие по развитию характера подростка в экстремальных условиях. Первая ссора Эшли и Джоэла происходит как хрестоматийная нравоучительная беседа, когда Джоэл говорит, что так делать нельзя и верит в то, что его слова возымеют хоть какой-то эффект, а Элли закатывает глаза, надеясь на то, что когда-нибудь он скажет нечто другое. И всего через несколько часов игры она будет вспоминать эти разговоры в Бостоне, как лучшие моменты своей жизни..
А мы будем вспоминать о том, что в игре есть ещё и геймплей. И к нему есть пару вопросов.
Парадоксы нашего двора
Несмотря на очень разнообразные и неповторимые локации, каждая из которых достойна отдельного бумажного фотоальбома на сотню фотографий, их дизайн и структура просты. Просты в своей идеальности. Это замечаешь после многочасовой сессии игры, думая над тем, как забраться вот в тот интересный двор. А в него забраться нельзя. И в другой нельзя и вообще тут кругом скрытые коридоры, насыщенные материалами для создания предметов, ящиками и лестницами, с помощью которых можно и нужно куда-то забираться.
И вот что интересно. Если оторвать от игры замечательный сюжет и красивую анимацию, умеющую отражать настоящие, искренние эмоции и оставить только игровую механику, очень скоро станет скучно и неинтересно. Пришли куда-то, пообщались с кем надо, убили выбежавших зараженных или зомби и пошли дальше. Конечно же, всё это замечательно оформлено и бои на электростанции или в заснеженном супермаркете вы вряд ли когда-то забудете, однако если любите только игровой процесс, будьте готовы к тому, что он будет неоднозначным, а иногда даже и нелогичный.
Например, бой с боссом в спортзале школы существенно сложнее, чем большинство последующих боев. Даже в финальных локациях, где, по логике, Джоэл должен бояться каждого шороха и испытывать постоянный дефицит патронов, всё происходит совсем наоборот. Заматеревшая Элли отстреливает зараженных с искусством, достойным упоминания Вильгельма Телля, патронов и припасов всегда хватает. Знай себе, иди по великолепному сюжету, да смотри захватывающие сюжетные сцены.
Впрочем, надо честно сказать, что я проходил игру на нормальном уровне сложности и, скорей всего, на более сложных уровнях игра превращается в настоящий ужас и кошмар игрока.
Вместо финальных титров
В любой журналистике есть определенные клише. Набор привычных фраз, способных как дополнить образ чего-то невзрачного, так и испортить первое впечатление при взгляде на нечто прекрасное. Игровая журналистика тоже не лишена таких клише. Идеальная игра, превосходная история, восхитительный сюжет – даже в моей рецензии хватает таких слов. И это не случайно. The Last of Us не оставит равнодушным ни одного из нас. Словно грибковый паразит, они проникает в воспоминания и всегда оставляет в тебе след. Он может быть отрицательным, когда ты не поймешь всего того восторга окружающего игру, либо положительным, заставляющим ожидать продолжение. Просто игр, оставляющих след в памяти, очень мало. Их можно или любить или ненавидеть. Невозможно к ним относительно нейтрально. Именно такой игрой является The Last of Us. Её можно не пройти до конца, можно запустить один раз, но пройти мимо – просто невозможно. Это обязательный бриллиант в диадеме PlayStation. Благо, сейчас он стоит не очень дорого.