Найти тему

Зарубежный детектив: ноябрь

В этом месяце выпуск получился почти тематическим: история плюс мистика. Правда не все книги в полной мере можно считать детективными. Одним это пошло на пользу, а другим - нет.

Седлай всех коней

Ли Стрит К. Эдгар По и Перуанское сокровище/ Пер. с англ. Д. Старкова. - М.: АСТ, 2019. - 416 с.

Исторический детектив – это хорошо. Детектив, где в роли сыщика фигурирует какая-нибудь ВИП-персона (историческая личность, известный персонаж) почти всегда плохо. Исключения, приходящие на ум – серия Дэвида Моррелла, папы Рэмбо, о Томасе Де Квинси, и роман Оливера Петча о Фаусте (о нем отдельно далее).

Причина неудачи вполне объяснима. Как правило, автор, отыскав громкое имя, считает, что оно автоматически обеспечит ему внимание читателей и рост продаж. Но так просто это уже не работает.

От исторического детектива требуется соответствие эпохе. Одни авторы пытаются решить эту задачу, набирая фактический материал из исторических и культурологических исследований, а потом с таким избытком выплескивают его на страницы романа, что читатель тонет в деталях и мелких бытовых подробностях. Роман превращается в соревнование на знание матчасти. Но мельчение подчеркивает некомпетентность автора.

Худший способ погони за старыми временами – стилизация. Пиши, мол, по-дедовски, имитируй стиль и форму (дневники, письма), да снимай корки с классических авантюрных романов – и будет тебе счастье. Решение глупое, хотя бы потому, что писать из XXI века также как человек онегинской эпохи ты никогда не будешь.

Карен Ли Стрит решила оседлать всех лошадей сразу. Блеснуть деталями (с этим не слишком заладилось), собрать сыщицкую ВИП-команду, да еще поупражняться в стиле. В «Перуанском сокровище» (это второй роман в серии) Эдгар По берется за расследование на пару со своим персонажем Огюстом Дюпеном. За новоявленной детективной парой скрываются неувядающая классика. Говорят, что любой дуэт сыщиков – вариации на тему Холмс-Ватсон. Здесь это более чем очевидно. Человек энциклопедических познаний и острого ума, Дюпен – несомненный Холмс. По – вылитый Ватсон (и потому что ведет рассказ, и потому что столь же туповат по детективной линии).

И все же с XIX веком в книге как-то не заладилось. О том, что за окном идет март 1844 года, больше напоминают даты дневника По, чем описываемая реальность. Роман больше походит на серию Сакса Ромера о докторе Фу Манчу. Немного псевдомистики для затравки, далее мосток к приключенческой литературе (далекое Перу, тайны погибшего в ходе конкисты племени), далее джентльменский набор триллера столетней давности – поиск сокровищ, тайные шифры, таинственное похищение, взломы, слежка, заговоры, ловушки.

Не роман, а готовый сценарий компьютерной игры.

В этом-то и вся неприятность. Для времяпрепровождения с мышкой наперевес такое бы сгодилось, а в качестве предмета чтения идет не совсем. Автор отрабатывает историко-детективный номер без особого огонька. Читаешь, абсолютно не переживая, отыщется ли ключ к пресловутому сокровищу, не беспокоясь (автору тоже не шибко волнительно) о судьбе похищенной дамы и о том, кто же виноват в трех совершенных убийствах.

Слова в книге расставлены правильно, декорации, хоть и дешевы, но все же сойдут, а вот действие движется, как не движется. Автор, вроде пришпоривает сюжет, а впечатление такое, будто клячи плетутся.

Первую книгу цикла я не читал. Но судя по второй, потерял немного. Желания узнать о том, что там случилось до филадельфийских событий в Лондоне, никакого. Что произойдет с По-Ватсоном далее тоже без разницы (третья книга уже у них там издана). Да и что тут гадать? Помрет он через пять лет. Или не помрет, если серию и дальше по какой-то странной причине будут раскупать. Но сперва, уже точно, скатает в Париж к Дюпену.

Семейный сходняк

-2

Кристьянссон С. Род/ Пер. с англ. Р. Демидова. - М.: АСТ, 2019. - 351 с.

И снова экзотика. Китай, Древний Рим, вроде как даже и Египет детективщиками освоен. Отчего бы не отправиться в Скандинавию X века?

Звучит заманчиво. Но исполнение подкачало. Вот уж не знаю на каком сайте зарубежного самиздата этакое чудо откопали.

Викинги в изображении Кристьянссона выступают типичной асоциальной буйно-помешанной семейкой, собравшейся на древнескандинавский загородный пикник. Пьянка, охота, перекрестный семейный секс, интриги, «мама, папа, я – спортивная семья». Все в кучу.

Роман протекает в режиме перманентной всепожирающей болтовни, непрекращающихся склок, раздоров и разборок. Понятно, что в таких условиях совместная семейная сходка ничем хорошим закончиться не могла. Однако труп придется ждать долго, ровнехонько до середины книги. Пока же остается разбираться, кто кем кому приходится (вот где здесь настоящий детектив) и у кого какие жизненные проблемы. Один в долгах, у другого хозяйство худое. Короче, у всех детей жизнь не задалась, не в родителей пошли.

Нас все время предупреждают: что-то страшное грядет, сейчас прольется чья-то кровь. Но момент все не настает, а тучи сгущаются, и уже негуманно думаешь, ну давай, хоть кто-нибудь, хоть что-нибудь. А то атмосфера нескончаемого семейного скандала уже порядком надоела.

Можно сказать, что интрига, если то, что нам предложили вообще можно назвать интригой, в романе имеет двойственный характер. В первой половине романа мы гадаем кто у нас тут главный кандидат в трупы, во второй пытаемся понять, кто мог бы пустить в ход нож, у кого нервы не выдержали от роскоши семейного общения?

Среда герметичная и тут бы должно повеять классикой вроде убийства в поезде, на теплоходе, в санатории или на раскопках. Все эти варианты в детективах давным-давно разыграны и здесь только нужно умело и технично бежать по накатанной. Но не тут то было. Бледный призрак детектива в романе имеется. Отчего бледный? Да ставки невысоки. Никого не повесят, не отправят в викингский Синг-Синг, Алькатрас или ГУЛАГ. Всего и делов, что заплатить виру. Следовательно, вся игра идет вокруг того, что кто-то тупо не хочет платить отступного. Ну какой при этаком раскладе может быть уровень напряжения?

Поэтому выходит не столько детектив, сколько повесть о расстроенном семействе, чего-то не поделившей на маленькой территории. С обманными ходами, с надкушенными линиями развития сюжета (следы ведут в прошлое, амбиции и месть и т.д.), с невнятной героиней-сыщицей и такой же непонятной мотивацией ведения самого следствия.

Но главное мы все же поняли – викинги жили как свиньи. Это, конечно, большое открытие

Дьявол в Богемии

-3

Рассел К. Аспект дьявола/ Пер. с англ. Н. Феликсон. - М.: РИПОЛ классик, 2019. - 544 с.

Читая Рассела, нет-нет да и вспомнишь мытарства персонажа Кафки. Снова замок. А что было бы, если бы он туда добрался. Что там случилось бы?

Большая удача Рассела в том, что формально не попадая в большую литературу он сохраняет присущий кафкианским романам момент потерянности и отчуждения. Легкий призвук абсурда за каждой страницей, готов вырваться наружу.

В то же время есть что-то раскольниковское в главном герое – докторе Викторе Косареке, напоминающем персонажей-идеологов Достоевского. Он не просто работает с самыми опасными безумцами, он хочет отыскать корень зла у всего человечества.

Есть британская готика с привидениями и старыми тайнами. Она может быть кровавой, таинственной, но никакая другая готика не сможет сравниться по степени зловещести с восточноевропейской. Дракула не мог жить в английском замке. Дьявол живет здесь, на востоке Европы, бродит по улочкам Праги, таится в зловещих лесах, в замке, под которым, как поговаривают, есть врата Ада. Память о дьяволе передается из поколения в поколение местными жителями.

Самое странное, что времена чернокнижников не прошли. Красной нитью через весь роман проходит аналогия: вчерашние демоны – нынешние пациенты психиатрической клиники. Психиатры, ученые - нынешние маги, играющие с Сатаной в догоняшки, вызывающие к жизни новых бесов и демонов.

Но «Аспект дьявола» хорош не только своей атмосферностью (у каждого свои ассоциации, я вот, к примеру, ко всему прочему вспомнил старый добрый квест «Still Life», там дело тоже было в Праге, и речь шла о маньяке). Прежде всего, автор поражает своей изобретательностью в решении порядком истрепанных тем. Мы уже привыкли к тому, что в триллерах и детективных романах последних лет фигурируют маньяки и умалишенные (здесь перед нами целая коллекция). Психиатрия стала родной стихией детективщиков последних лет. Остается лишь развести руками: детективный жанр, начавший свой путь с чистой рациональности и позитивизма, с преступлений-загадок, с головоломок и состязания умов, скатился к описанию патологических состояний.

Но что если пойти дальше, и не останавливаясь на полдороги перейти в сферу чистой иррациональности? Что если для разгадки преступления нужно идти нетрадиционным путем и в поисках преступника отбрасывать как раз все наиболее простое, внятное и рациональное, для того чтобы докопаться до самой сути необъяснимого и невероятного? В свете этого «Аспект дьявола» - роман отчасти перекликающийся с самым знаменитым сериалом последних десятилетий с легендарным «Твин Пиксом».

Но тема иррациональности развита в книге много глубже. 1935 год, Чехия. Впереди Мюнхенский сговор и Вторая мировая война. Темные демонические силы витают в воздухе. Дьявол оказывается многолик. И ты уже не знаешь что страшнее – ужасный Кожаный Фартук, препарирующий женщин, или будущие нацисты, таящиеся за маской интеллигентных высококультурных людей.

Рассел с легкостью обыгрывает именитого Стивена Кинга с его «Чужаком», который также пробовал смешать детектив с мистикой. Я не берусь судить о степени адекватности авторской трактовки славянской мифологии, но с точки зрения жонглирования привычными уже ходами, сюжетными штампами перед нами совершенно неожиданный и высшей степени остроумный роман. В последнего говорит и финал книги, когда ты осознаешь, что перед тобой не только рассказ о Кожаном Фартуке, не только рассказ о том как одно зло и безумие пожирает другое, не только мистика, готика, размышление о природе человека, но и попытка разгадать загадку одного из самых таинственных маньяков второй половины XX века.

Доктор Фауст: Молодые годы

-4

Петч О. Фауст. Сети сатаны/ Пер. с нем. Р. Прокурова. - М.: Эксмо, 2019. - 672 с.

Все читали Гете. Может кто-то знаком с пьесой Марло, народными рассказами о докторе Фаусте. Была попытка переиграть сюжет у Томаса Манна, который превратил его в новую классику. Что-то такое, если не ошибаюсь, писал Желязны и Шекли.

Но сколько бы мы не читали о Фаусте, личность самого мрачнейшего доктора всегда оказывалась неуловима.

С чего все началось? Как все было на самом деле?

Есть ощущение, что Петч в своем романе дает исчерпывающий ответ на данный вопрос.

Перед нами не детектив, а настоящий полноценный, со знанием дела сделанный исторический роман. Увлекательное путешествие по Европе эпохи Возрождения. Быт циркачей, университетская жизнь. Оккультные сообщества. Эзотерическая литература. Сатанисты.

При этом Петчу действительно удалось создать своего Фауста и мы многое узнаем о юности и взрослении достопочтенного доктора. Узнаем, как там все случилось у него с Маргаритой. До полноценной сделки с дьяволом в классическом смысле дело не дошло. Мефистофель не явит свое лицо в полной мере. Но дьявол в книге присутствует. И в этом смысле роман перекликается с книгой Расселла «Аспект дьявола».

Можно ли считать это детективом? В полной мере нет. Но книга от этого ничуть не проигрывает. Здесь нет особой тайны. Разве что считать таковой – встречу с кем-то Маргариты в лесу. Но есть динамика. «Фауст» очень близок к современным триллерам написанным на тему «таинственного преследователя».

Петч, известный до сих пор как автор серии исторических детективов, в этой книге выходит на совершенно новый уровень. Перед нами не персонаж из сказок, а практически живая полнокровная личность. Действительно человек Новой эпохи, лицо современной фаустовской культуры, стремящийся к опасному знанию и вступающему в противоборство с темными силами. Борющийся, ошибающийся, ищущий, не сдающийся.

Сергей Морозов