«Основоположниками теории коллектива являются А. С. Макаренко и Л. С. Выготский.
Краеугольным камнем теории коллектива являются следующие три положения:
- Коллектив не является простой суммой, конгломератом отдельных личностей, это особое образование, которое, будучи раз созданным, формирует личности своих членов.
- Не через личность мы воздействуем на коллектив, я, наоборот, коллектив есть средство воздействия на личность.
- Коллектив изначально формируется «питательной средой», в которой он существует; будучи уже сформированным, коллектив сам начинает поддерживать свою «питательную среду». (Подробнее об этом мы поговорим чуть ниже.)
- Не личность существует для коллектива, а коллектив для личности.[…]
…огромное значение имеет - начальный момент вхождения ребенка в новый коллектив. Действительно, именно в этот момент чаще всего и определяется та роль, которую будет играть ребенок в классе. Ну а роль, как мы видели, уже постепенно изменяет и саму его личность. От роли, которую будет играть новенький, зависит также его эмоциональный тонус, его мнение о себе и даже развитие его умственных способностей.
Но как же сделать так, чтобы ребенок, входя в коллектив, получил именно ту роль, которая ему нужна, роль, которая будет созидать, лечить, а не калечить, разрушать его личность? Для этого нужно прежде всего заранее знать, что это за ребенок и какая ему нужна роль.
Как можно заранее знать ребенка? Самый верный способ - это лично увидеть самого ребенка и поговорить с ним и с его родителями. Никакие бумаги в этом смысле не дают гарантии.
Как определить, какая именно роль нужна ребенку? Это сделать проще всего: слабому нужна роль сильного, плохому ученику роль хорошего (или хотя бы неплохого), пассивному роль активного, застенчивому роль общительного, зазнайке роль обыкновенного, лентяю роль трудяги и т. д. Духовно здоровый человек - это не что иное, как такой человек, у которого различные психические качества находятся в равновесии.»
В.И. Слуцкий. «Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека» Просвещение, 1992.
АУТСАЙДЕР - http://actually.pro/1229.html
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА ПО А.С.МАКАРЕНКО - http://www.actually.pro/1200.html
КОЛЛЕКТИВ ПО А.С.МАКАРЕНКО - http://actually.pro/1199.html
КОМАНДА? - http://www.actually.pro/team.html
СЛЕДСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗАКОНА И ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - http://actually.pro/1407.html
ХАРАКТЕР - http://actually.pro/1406.html
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ - http://www.actually.pro/0856.html
МНОГО О КОМАНДООБРАЗОВАНИИ - http://actually.pro/team.html
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ - http://www.actually.pro/0316.html
ДЕМОТИВАЦИЯ - http://actually.pro/0846.html
++++++