Тяжелое мутное небо. Свинцовые улицы, дома, автострады. Свинцовые люди, свинцовые отношения. Свинцовые мечты. Дания и Швеция, в которых коммунизм наступил еще при принце Гамлете, - крупным планом в телесериале "Мост". По датски bron, по шведски - broen. Или наоборот.
Очень не обычный телефильм.
Как жить, если все возможные земные блага тебе доступны?! О чем можно думать в раю? Примерно об этом повествует этот многосерийный телефильм. Согласитесь, любопытно ведь хоть одним глазком на небожителей глянуть! Особенно из нашего-то мценского уезда.
Еще Ингмар Бергман бился головой о невидимый пресс скандинавского неба в полюбившихся российскому кинозрителю картинах: "Из жизни марионеток", "Крики и шепоты", "Персона", "Седьмая печать". (Да, вот на днях я освежил память о патриархе шведского кинематографа фильмом "Зимний свет" (1963). Мрак наидушераздирающий - священник переживает молчание Бога..) Еще Йос Стеллинг, Ларс фон Триер вспоминаются... Контркультурный фильм "Турецкие сладости" (1973), хоть Нидерландия изображена, но небо то же. Признаться, я допускал, что такое небо у арт-хаусных художников (чем сочнее и гуще мазки, тем зритель ближе к катарсису), а в детективных, например, сериалах, небо как у нас в Елуторовске должно быть. Но ведь нет! У них там, похоже, и без фильмов такая атмосфера. Понятное дело, Элизиум, to be or not to be, Йорики, Офелии, Ван Гоги всё такое... (Один только Карлсон, похоже, нормальный чувак был, я с детства это знал.)
Но вернёмся к "Мосту".
Сюжет довольно не простой. Череда загадочных убийств - как некое высказывание, обращенное к современному человечеству. Как месседж Космосу. И вот (уже) моя любимая социопатка шведский детектив Сага (они там произносят - Соога) с датским коллегой (в первых 2-х сезонах - один,в 3-м - новый, колоритный) вынуждены разбирать эти ребусы по буквально внутренним органам. Ну что сказать, современное искусство пробивает путь к широкой аудитории через крюотические образы (от франц. cruauté - жестокость). И в датско-шведской валгалле не без этого. (К слову и в суперпроектах: Фарго, True Detective, Luther, Dexter, The Killing - не сюжет, а сюжесть.) Однако на фоне этой жести классно выделяются души и сердца ищущих истину. И "Сага НорЕн, полиция Мальмё" (я так сейчас говорю, когда снимаю трубку) очень ответственно выводит всех на чистую воду и пытается понять себя.
Эмпатия к Саге не покидает зрителя на протяжении всей саги.
Персонажи скандинавского коммунизма весьма колоритны. Современный человек-эльф во всей красе, как говорится. (Ну, мы, дорогие россияне, слава Богу, до такого у нас в стране не доживём, но посозерцать через монитор можем.) Эльфы-не эльфы, а девиации у всех персонажей конкретные... Одна человеческих эмоций не понимает, другая мается, с микроскопом и нутрометром ищет любовь к мужу, отцу 4 ее детей (и не находит), третий страстно влюблен в сестру (и ради нее, пытается убить пол-Земли да и ее саму, потому что та не понимает его высоких замыслов, четвертая не взаимно влюблена в свою ученицу, пятый дарит жене подарочный сертификат на силиконовый бюст... Это навскидку детали второго сезона.
Смотрел в оригинале с субтитрами. О, настоящий голос Сооги Норэн!)) (Их язык - словно язык рычащих и лающих зверьков, весьма забавный.)
Считаю, что этот фильм очень расширяет мой, жителя условного Елуторовска, кругозор. Позволяет мысленно приподнять внутреннюю планку. Поразмыслить. Вот же как люди живут. Или: так ли всё спокойно в Датском королевстве?! Или: если у меня всё будет (дом, семья, 2-3 машины, высокая стабильная зарплата, полный соцпакет с бесплатной медициной без страховки, шмотки, расширители сознания, айфон 7s и тд), то что?! Что тогда?
Как бы рекомендую поразмышлять с помощью опыта наших э... скандинавских товарищей.
PS В Дании и Швеции не был, но в Голландии, кстати, весьма солнечно.
О Снежной Королеве Скандинавии, самой холодной девушке, мечте интроверта, писал ЗДЕСЬ
В наш век дезинтеграции лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ