Найти тему
Мир кораблей

«Гнейзенау». Немецкий ответ «Дюнкерку»

После окончания Первой мировой войны Версальский договор запрещал Германии строить боевые корабли водоизмещением свыше 10 000 тонн. До конца 1920-х годов этот пункт договора старались соблюдать. К началу 1930-х годов руководству Германии стало тесно в рамках существующих договоренностей, к тому же Франция строила новые быстроходные линкоры типа «Дюнкерк», которые без труда «пробивали» любой существующих немецкий корабль. Требовался адекватный ответ, и он достаточно быстро нашелся.

В 1935 году был подписан англо-германский морской договор, в котором оговаривался предельный тоннаж германского линейного флота. Фактически этим были сняты версальские ограничения и руки у немецких конструкторов оказались развязанными. На верфях Германии с 1934 года уже находились два корабля, которые закладывались как увеличенная и улучшенная версия «карманных линкоров» типа «Дойчланд». Теперь из них было решено сделать практически полноценные линкоры. «Практически», потому что готового орудия калибром более 28 см у Германии на тот момент не было, а без него линкоры получались недовооруженными. Однако свою главную задачу – противодействие французским кораблям типа «Дюнкерк», они решали и с орудиями калибром 283 мм. В мае-июне 1935 года оба корабля были перезаложены по новому проекту. Второй корабль в серии строился под именем «Гнейзенау». Его спустили на воду в декабре 1936 года, еще через полтора года флот принял его от промышленности, причем раньше головного корабля.

Схема бронирования линкора «Гнайзенау»
Схема бронирования линкора «Гнайзенау»

Первые месяцы службы «Гнейзенау» провел в бесконечных выходах в море на испытания и проверки, по результатам которых в его конструкцию оперативно внесли множество изменений. Начало Второй мировой войны линкор встретил в полной боевой готовности. Первую свою жертву он записал на свой счет в ноябре 1939 года, когда на пару с однотипным «Шарнхорстом» перехватил в море и потопил английский вспомогательный крейсер «Равалпинди».

Форштевень «Гнейзенау» после реконструкции, 1939 г.
Форштевень «Гнейзенау» после реконструкции, 1939 г.

В апреле 1940 года оба корабля прикрывали высадку немецких войск в Норвегии и во время этой операции встретились с английским линейным крейсером «Ринаун» в сопровождении эсминцев. Артиллерийская дуэль в штормовом море не принесла явного успеха ни одной из сторон, но немецкие корабли вышли из боя первыми, покинув район, который они прикрывали.

Сквозная пробоина в носовой части линкора «Гнейзенау»
Сквозная пробоина в носовой части линкора «Гнейзенау»

В начале мая 1940 года «Гнейзенау» серьезно пострадал от взрыва на мине и до конца месяца выбыл из строя. В начале июня 1940 года оба линкора вышли в Атлантику для атаки морских коммуникаций противника. В этой операции под кодовым названием «Юно» «Шарнхорст» и «Гнейзенау» добились наибольшего своего успеха за всю войну, потопив английский авианосец «Глориес» и два сопровождавших его эсминца. В следующий раз рейдеры вышли на оперативный простор в феврале 1941 года, и за два месяца крейсерства в Атлантике прошли 17800 миль, установив рекорд для крупных немецких кораблей, а также потопили и захватили 22 судна.

В дальнейшей судьбе «Гнейзенау» гораздо бОльшую роль играла вражеская авиация, нежели боевые корабли. Именно бомбардировщики стали врагом номер один немецкого корабля. В ночь на 27 февраля 1942 года очередной налет английских самолетов на верфь, где находился в ремонте немецкий линкор, наконец принес удачу – одна из бомб поразила корабль в районе носовой башни главного калибра. Повреждения оказались очень значительными и корабль так больше никогда и не вышел в море. Какое-то время проводились работы по его модернизации и перевооружению на башни с 380-мм орудиями, но после охлаждения руководства Германии к большим артиллерийским кораблям, и они были прекращены. С 1943 года и до конца войны разоруженный и никому не нужный «Гнейзенау» простоял в Гдыне, где и был затоплен при приближении советских войск.

Дожившая до наших дней башня «Цезарь» линкора «Гнейзенау» — береговая батарея Орландет, Норвегия
Дожившая до наших дней башня «Цезарь» линкора «Гнейзенау» — береговая батарея Орландет, Норвегия

«Гнейзенау» в игре

-6

Разумеется, мы не могли обойти стороной эту знаменитую серию, и в нашей игре «Гнейзенау» присутствует вместе со своим собратом «Шарнхорстом». Корабль расположился на VII уровне в ветке развития немецких линкоров. При этом динамика геймплея этого корабля скорее ближе к крейсерам. Собственно, с последними он и призван бороться, и прекрасно справляется с этой задачей в умелых руках.

Основные характеристики:

  • 6 орудий калибра 380 мм. Дальность огня — 19,5 км (в базовой комплектации — до 17,8 км), а время перезарядки — 26 секунд.
  • Запас очков боеспособности — 58 200 единиц (в базовой комплектации — 50 900 единиц). Дальность видимости с кораблей — 15,7 км.
  • Максимальная скорость хода — 32 узла (в базовой комплектации — 28,8 узла). Радиус циркуляции — 830 метров. Время перекладки рулей — 14,7 секунд (20,6 секунд).

Мы ждём вас на просторе морских сражений в World of Warships! Подписывайтесь на канал, и не забывайте отмечать интересные материалы лайком.