Найти тему
Психологион

Чужая правда: воевать или уважать?

— Денис, подскажи, что по твоему мнению можно назвать обманом, насколько он допустим в нашей жизни, и существуют ли по твоему мнению люди, которые вообще никогда и никого не обманывают?

— Что касается темы обмана, здесь мне интересна вот какая штука. Многие люди рассматривают обман через призму истины. У человека в голове, например, есть представление, что где-то в мире есть истина, правда, единая для всех. В этом случае он эту истину повсюду ищет и сам становится, образно говоря, «воином правды». Он считает, что знает правду, которая для всех общая. И те, кто её не придерживается, являются врунами и обманщиками. Такое мировосприятие я бы назвал весьма упрощённым, потому что «настоящей», одинаковой для всех истины не существует (на мой взгляд). И как показывает моя жизненная практика, чем глупее человек, тем чаще он претендует на то, что именно его суждения являются истиной в последней инстанции. И ладно если бы он рассуждал сугубо о себе. Так нет же! Такие люди чаще всего утверждают, что поняли всё и про всех: как кому лучше поступить, как устроен мир и т.д. И эти люди относятся к так называемой «правде» как к религии. Соответственно, за эту псевдоистину они воюют со всеми вокруг себя. 

И что самое интересное, если этот человек хоть немножко развивается и по ходу своего развития свою правду частично меняет, то любопытно бывает ткнуть его носом в то, в чём он раньше испытывал железную уверенность, а теперь отрицает. В таких ситуациях реакция бывает разная и интересно её отслеживать. Некоторые борются с собственной памятью и суждениями и при этом признают, что раньше были глупыми, но вот теперь-то они точно уверены в непоколебимой истинности своей позиции. А некоторые люди даже и слушать не будут, не призадумаются, останутся на своей волне и будут готовы спорить с любым, кто попытается им возразить. 

Мне не близка позиция тех, кто относится к защите правды с такой вот воинственностью. Ведь, по моим данным, никто «истинную для всех правду» не видел и у каждого она своя. Понимание о том, что в мире всё субъективно, добавляет человеку терпимости по отношению к другим людям. Иногда бывает так, что для одного определённое явление хорошо, а для другого – «смерть» (как в известной поговорке про русского и немца). Например, я, как психолог, знаю, что для меня самым главным в жизни является чувствовать радость и быть счастливым. Но я допускаю, что есть люди, для которых, напротив, очень важно чувствовать себя несчастными. Может быть, кто-то хочет взять и «убить себя об стену», считает самым важным и правильным для себя умереть как можно быстрее. Для меня, кстати, было личностным ростом принять это как возможную правду и не навязывать своё. Когда я был молодым, мне казалось, что такие «самоубивающиеся» люди заблуждаются. Ну как возможно не хотеть быть счастливым? «Сейчас я расскажу им, донесу до них эту сущность, они же просто не поняли что-то!». Это вроде бы кажется благим делом, но жизнь раз за разом меня учила, что если человек настойчиво несчастен, то не надо лезть к нему с непрошенной помощью. Не надо без запроса вмешиваться в его хоть и искажённую (на мой вкус), но годами сформированную картину мира, ибо тогда он станет ещё и агрессивен. Спасибо такой человек не скажет, и вообще ничего хорошего на выходе не получится. И для меня, как для психолога, одним из главных умений оказалось умение спокойно смотреть на то, как человек «идёт в пропасть». Ведь там — кто его знает: это для меня там пропасть, а для него, может быть, это и есть основная цель. Может, у него гнездо там? Может быть, он желает побыстрее прийти к своему Богу, попасть «в рай после жизни», уж такая у него картинка мира, и тогда нет смысла ему мешать достигать нужного для него результата. 

И после того, как я прочувствовал и принял для себя, что нет для всех единой истины, я к правде отношусь просто как к варианту договорённости. Т.е. если мы с человеком о чём-то договорились, а он это нарушил, то я отношусь к этому как к простому нарушению юридического договора. Например, как я отнесусь к человеку, который говорил, что меня поддержит, а сам не поддержал, или и того хуже, предал? Да просто как к человеку, нарушившему договорённость. И если на этот случай у нас были предусмотрены санкции, они вступят в силу. Если же санкций не было, я буду умнее на будущее, просто не буду иметь с ним дела или подумаю, как себя обезопасить, чтобы подобное не повторилось. Это спокойное отношение и практичнее для жизни, и проще для нервов. Всё лучше, чем страдать, терзаться, взывать к небесам и считать его врагом. Я ведь итак уже пострадал в данной ситуации, как обманутая сторона, а если ещё буду злиться на него, гневаться, раздражаться, то хуже сделаю только лишь себе, добавив ещё дополнительных страданий. А мне это надо? – Не надо, потому я сам себе не враг, чтобы увеличивать собственные страдания. Таким образом, обман – это результат непростроенных отношений, непрояснённых договорённостей, неумения чётко обозначить и защитить свои границы. 

Конечно, существуют и патологические лгуны. Чаще всего они вырастают в обстановке, когда в семье нет согласия и происходит постоянное враньё. Если, например, родители и воспитатели говорят одно, а делают другое, если нужно постоянно лавировать, говорить то, что от тебя хотят услышать, притом одному человеку требуется сказать одно, а другому совершенно противоположное — при таких условиях трудно вырасти человеком, который не врёт. Враньё становится неотъемлемой частью жизни. 

Ещё бывает так, что человек лжёт, сочиняет разные несуществующие ситуации ради получения ярких эмоций от общения с собеседником. Если человеку не хватает какого-то внутреннего драйва, он создаёт условия для острых переживаний самостоятельно. 

Однако, всё это частные случаи. А если говорить об обмане в обычных обстоятельствах, нужно помнить два основных момента: 

— Во-первых, не существует человека, который вообще никого и никогда не обманул. И это хорошо, ибо иногда правда способна убить, как фигурально, так, к сожалению, и реально. Во всяком случае, легко можно разрушить отношения с близкими. Человеку нужно говорить правду в таком объёме, в котором он способен её воспринять. 

— Во-вторых, не существует непоколебимой истины. Зачастую она у каждого своя, и эту субъективную правду необходимо уважать. Иначе, если ты не уважаешь то, что является правдой для вот этого конкретного человека, то ты, по его ощущению, проявляешь неуважение и к нему самому. И стоит ли в этом случае ждать от него уважения в ответ?