Социальное доказательство, или эффект толпы, помогает нам выбирать то, что уже выбрали и оценили другие – это работает также и с отзывами на товары или услуги. На протяжении нескольких лет компании используют этот психологический эффект как манипуляцию мнением потенциальных клиентов.
По данным Tiu.ru, 1 положительный отзыв может привести до 106 покупателей:
По данным нашей компании Lezhebokov.com, даже положительная оценка без отзыва на Google.Картах может повысить просмотры карточки на 200%. Ни для кого не секрет, что компании на Картах сортируются именно по их рейтингу.
Как обычному пользователю отличить настоящий отзыв от фейка?
Спойлер: никак, если над этим поработали профессионалы. Совсем. Не помогут ни советы из интернета «смотрите на объем комментария и упоминания компаний», ни вычисления, сколько и какие отзывы были оставлены с аккаунтов.
Но есть и хорошие новости: более 90% отзывов заказываются на биржах, где цена 1 работы составляет не более 50 рублей. Пример на скриншоте:
На что здесь стоит обратить внимание?
1. Количество отзывов в профиле
Google.Карты и 2GIS хороши тем, что показывают количество отзывов в профиле аккаунта. Обычно люди пишут много отзывов на площадках, так как они дают неплохие бонусы за периодическое их написание.
Но если с нового аккаунта внезапно написан несодержательный отзыв о компании – это повод усомниться в его достоверности.
2. Название компании
Мы не зря делаем акцент на названии организации. Если Вы хвалите конкретного человека, то естественно, в Вашей речи проскользнет его имя.
Но в настоящих отзывах о компаниях/сервисах часто можно встретить обезличенное упоминание компании – «этот сервис»:
3. Слишком восторженные отзывы
Подумайте, когда Вы в последний раз писали положительный отзыв? Скорее всего, он был сух и точно по делу, ведь Вас, скорее всего, попросил оставить развернутый комментарий какой-нибудь ресторан на TripAdvisor или Booking.com за баллы в рейтинге Вашего профиля 😊
4. Отсутствие минусов
Многие думают, что упоминание недостатка о компании – это признак купленного отзыва. Однако пользователи чаще хотят указать на недостаток компании – например на отсутствие парковки или медленных сотрудников, надеясь, что в дальнейшем он будет исправлен:
Отличаем заказные негативные отзывы
Фейковые отзывы часто ассоциируются с положительными комментариями для искусственного повышения рейтинга в карточке компании. Но не стоит забывать, что негатив тоже может быть заказным.
Пример в карточке популярной компании Skillbox:
А на что здесь обращаем внимание?
1. Имя аккаунта
Часто у фейковых аккаунтов имя и фамилия либо явно вымышленные, либо самые популярные, вроде Маша Иванова. Здесь пользователь может преследовать 2 цели:
- Быть осторожным, используя популярное сочетание имени-фамилии;
- Спровоцировать внимание остальных пользователей своим псевдонимом.
2. «Вода» в отзыве
Редко заказной негатив несет в себе конкретную информацию, так как компании легко будет доказать свою непричастность.
Например, в настоящем негативном отзыве будут подробности, которые вызвали возмущение у клиента:
Нетрудно догадаться, о какой компании идет речь. Отмечены все детали, которые вызвали возмущение у конкретного клиента.
3. Не попадание в тематику услуг компании
Часто в заказных негативных отзывах нет упоминания о конкретных услугах компании, либо упоминаются услуги, которые не оказывает данная организация.
Такой же способ работает и с компаниями-производителями товаров:
В этом случае компании легко будет доказать, что они являются официальным дилером-поставщиков, прикрепив соответствующие документы в ответе пользователю.
Послесловие
Эти простые способы помогут определить Вам на первый взгляд, фейковый ли отзыв или реальный.
Но не нужно тратить свое время и играть в Шерлока Холмса при выборе товара или услуги. Главное для Вас – выделить из отзыва всю необходимую информацию. Даже из фейка можно выудить то, что Вы действительно хотите от компании – вежливость отдельных сотрудников, наличие парковки или уровень оказания услуг.