Сериалы про врачей и больниц давно вошли в моду и никак из неё не выходят. Понятное дело - тема здоровья и связанные с ней драматичные ситуации волнуют всех. Современные отечественные сериалы часто обвиняют в том, что они создаются в подражательстве западным, всемирно известным и популярным. Однако традиция чисто "больничных" фильмов зарождалась когда-то и у нас. Хочется вспомнить один малоизвестный советский фильм, правда снятый известным кинорежиссёром того времени Ильёй Авербахом, автором таких отличных картин, как "Монолог", "Чужие письма", "Фантазии Фарятьева" и некоторых других. Итак:
Степень риска (1968 г.)
Режиссёр: Илья Авербах
В ролях: Борис Ливанов, Иннокентий Смоктуновский, Алла Демидова
Суть фильма такова. Больной, но умственно очень здоровый и очень-очень умственно развитый человек (его роль играет гениальный Иннокентий Смоктуновский) поставлен судьбой перед пропастью смерти. Он стремится перепрыгнуть эту пропасть, логически и довольно цинично (как и полагается умнику-разумнику) уговаривая проводника жизни – хирурга – наконец помочь ему совершить смертельно рискованный прыжок - сделать сложную операцию. Хирург после долгих раздумий соглашается. И тогда человека разума одолевает панический страх - человеку мало одного интеллекта - без духовных сил он превращается в "тварь дрожащую".
Но главный герой - не этот больной, главный герой - хирург. Его одолевают сомнения - во многом в его руках жизнь человека. Но когда решение принято, его руки не дрожат. О нём, как о сильной личности, о его высоком достоинстве и благородстве, в основном, и идёт речь в фильме. Сила и величавость, сыгранные силой и величавостью великого русского актёра Бориса Ливанова.
Атмосфера картины получилась абсолютно естественной, события в ней - ощущаются достоверными. Одновременно – она поэтична, несмотря на кажущуюся прозаичность происходящего и простоту формы. Фильм заставляет глубоко задумываться и философствовать вместе с его героями. А, главное, он облагораживает при соприкосновении с собой и своим главным героем.
Так что - вот духовные и стилистические истоки наших хороших больничных сериалов, а вовсе не механистичные, суетливые, мало-личностные (если так можно выразиться) американские.
Смотрите наше кино! Читайте о нём и на моём канале.