Найти тему

Поезд Батуми-Ереван. Призрак закавказской интеграции и пара слов об армянском национализме.

Железнодорожная сеть Закавказья переживает не лучшие времена. Относится это ко всем трем странам региона, и, в принципе, это - логичное следствие разрыва ключевых артерий между странами. Вглядитесь в эту карту 1955-го года.

Разорванный регион.

А теперь примите и осознайте, что железнодорожная связь с Сочи (на западе) отсутствует последние 27 лет из-за неурегулированного международного статуса Абхазии, равно как и нет какого-либо (автомобильного в том числе) сообщения между Арменией и Азербайджаном, война между которыми, вопреки расхожему мнению, не заканчивалась никогда и продолжается по сей день. Что мы имеем в итоге? Единственная связка с Россией, оставшаяся у региона, это ветка Махачкала-Баку. По ней нерегулярно ходит поезд Москва-Баку, но, чтобы попасть по ней в Грузию, нужно пересаживаться на также нерегулярный ночной поезд Баку-Тбилиси и делать несусветный крюк, теряя время, деньги и нервы на двух границах.

Грузия в армяно-азербайджанском конфликте всегда имела потенциал выступить третьей, незаинтересованной, стороной. Так произошло и на поприще международных железнодорожных перевозок - из Тбилиси можно спокойно уехать и в Ереван, и в Баку. По сути, если не считать поездов Санкт-Петербург-Сухуми и Москва-Баку, поезда Тбилиси-Баку и Тбилиси-Ереван - единственные международные поезда в регионе Закавказья. Стоит ли говорить, что от Золотого века закавказской железной дороги, от времен поездов Москва-Цхалтубо и прочих ныне нереальных маршрутов, почти что ничего не осталось. Железнодорожные ведомства закавказских республик пытаются выжимать максимум из того немногого, что удалось сохранить до наших дней и хоть как-то поддерживать региональное железнодорожное сообщение.

Так, вышеупомянутый поезд Тбилиси-Ереван в летние месяцы сезонно превращается в курортный состав Батуми-Ереван. Нужен он, в первую очередь, армянским курортникам, в силу географии лишенным возможности отдыхать на море в пределах границ своей страны. Иными словами, это - кавказский аналог наших курортных поездов типа Самара-Адлер, или Челябинск-Адлер.

Примечательно, что оператором этого поезда является ООО "Южно-кавказская железная дорога" (ЮКЖД) - де-факто дочернее предприятие РЖД, которому в концессию передана вся железнодорожная инфраструктура Армении! То есть в ближайшие 20 (из 30-ти лет, предполагаемых договором от 2008-го года) российский оператор получает армянскую железную дорогу в полное владение, занимается ее модернизацией, но и доходы собирает в свою пользу! Вы спросите, в чем отличие от колониальной кабалы. А я вам ответить не смогу.

Собственно, логотип ЮКЖД.
Собственно, логотип ЮКЖД.

Полёт, или просто долгий прыжок?

В принципе, я знал о существовании этого поезда, но так сложилось, что, когда я был в Армении в 2017-м, было удобнее лететь из Еревана в Тбилиси на самолете, и уже оттуда ехать в родной Кутаиси. Полет Тбилиси-Ереван - штука прикольная. До введения запрета на перелеты между Россией и Грузией самолеты эти летали совершенно пустыми. Ты, швед со своей темнокожей кубинской женой и пара иранцев сидите в пустом самолете, он взлетает минут за 10, вам приносят по стакану воды, после чего самолет сразу же начинает снова снижаться. Одна ночь на поезде укладывается в полчаса полета!

В хорошую погоду с борта самолёта отлично виден пригород Тбилиси - славный город Рустави.
В хорошую погоду с борта самолёта отлично виден пригород Тбилиси - славный город Рустави.

Воздушная блокада

Но в 2019-м ситуация переменилась. Президентский мораторий на перелеты в Грузию начинал действовать с 8-го июля. Я успел прилететь в страну 4-го числа, а вот возвращаться уже нужно было в обход грузинских воздушных гаваней. Ближайший вариант для обмена билета - Ереван, аэропорт Звартноц. Так что во второй половине 20-х чисел июля я обнаружил себя на стареньком вокзале небольшого городка Самтредиа, что в Имеретии, в ожидании батумского поезда.

Отправление

Самтредиа - небольшой городок, имеющий немалое значение для грузинской транспортной инфраструктуры. Сложно назвать несколько параллельных железнодорожных путей, запаркованных ржавеющими железнодорожными составами, сортировочной станцией, но перецеплять грузовые составы лихие грузинские железнодорожники умудряются и здесь. За Самтредией железнодорожные пути расходятся. Главная, историческая железнодорожная ветка уходит на север, в сторону Зугдиди и Поти, а более новая продолжается через Ланчхути в сторону Черного моря, упираясь в Батуми. Этим и обосновано его стратегическое положение, из-за которого он сильно пострадал совсем недавно, в грузинскую гражданскую войну.

Сам вокзал был построен не то в 60-х, не то в 70-х. Внутри довольно уютно...

-4

У вокзала - инновационное благоустройство. Вытянутые камни раскрасили под букашек и раскидали под деревом.

Традиция вешать репродукции классических картин внутри зданий вокзалов, конечно, объединяет Россию и Грузию.

-6

На платформе - красный детский велик, навечно прикрученный к некоей сварной конструкции. Надпись на велосипеде: "Я люблю Самтредиа". Просто, мило и куда изобретательнее, чем наши, российские, штампованные таблички в стиле "Я ♥ Нижний Омск".

До Еревана на таком будет далековато...
До Еревана на таком будет далековато...

Пути перед вокзалом перманентно "в ноль" "запаркованы" грузовыми цистернами. Многие из них не покидают станцию по полгода, постепенно ржавея, как и многое в Грузии. По перрону бегают бездомные собакены - главные хозяева грузинских улиц. Конечно, все с бирками в ушах.

Поезд подошел с небольшим 5-минутным опозданием, в районе 16:40. Издалека узнаются знакомые формы, альтернативы которым в условиях Грузии немного. Поезд идет под электровозом ВЛ10 - это рабочая лошадка как минимум грузинских железных дорог, не в последнюю очередь потому, что производили их здесь же, в Тбилиси, с 1961-го по 1977-й годы.

-9

Честно говоря, мне не доводилось ездить в Питер на знаменитой "Красной стреле". Называется он так не просто по старой памяти, а реально имеет красный окрас вагонов и локомотива. Другое дело, что, если в "Красной стреле" краска новенькая и главная цветовая схема - красный с желтым, то тут - обветрившаяся краска синего и красного цветов.

-10

Я был единственным подсевшим на поезд в Самтредии. У меня был билет в купейный вагон, на верхнюю полку. Как я позже узнал, весь антураж поезда не обновлялся последние лет 30. Однако в глаза сразу же бросились чистота и порядок внутри. Обратите внимание на полоску цветного скотча наверху, на решетке вентиляции. Все, что может сниматься и за чем потенциально есть полость, пустое пространство, параноидально опечатано грузинской таможней. Право, не знаю, есть ли такая практика на прочих международных поездах, для меня это было в новинку.

-11

Собственно, моими соседями по купе была армянская женщина лет 50-ти и ее очаровательная внучка восьми лет. Честно сказать, я в жизни не видел настолько красивого ребенка. Бабушка же ее имела вид крайне интеллигентный, создавая вокруг себя ту приятную интеллектуальную атмосферу, которая окружает любого представителя старшего поколения с академическим стажем. Однако, как выяснилось, эта женственная армянская бабушка до сих пор работает в школе... Трудовиком. Нежданно.

Пообщавшись некоторое время на отвлеченные темы с обеими своими попутчицами (что поразительно, у младшей из них уже был базовый уровень русского), я забрался на свою верхнюю полку...

Армения - мировой рекордсмен по рекордам

Лежу я, значит, на верхней полке, никого не трогаю... Тянусь к рюкзаку и достаю бутылочку грузинской минералки "SNO". Старшая из моих попутчиц, заметив сие, посмотрела на меня невероятно сочувственно и произнесла буквально следующее:

- Армянской воды не хочешь? Эта ваша плохая вода, на, если хочешь, у нас есть!

И, кроме шуток, протянула мне бутылку армянской минералки. Повторюсь: они с внучкой отдыхали в Грузии неделю с лишним! И у них в купе на антресоли лежали еще бутылки три армянской негазированной воды! Я вежливо отказался, прежде всего потому, что сам вез с собой воду с избытком, а по Еревану хотелось рассекать налегке.

Спустя часок я вышел из купе в коридор. За окном неслись низины, характерные для Имеретии.

ЖД мост через реку Риони, на которой Кутаиси, собственно, и стоит.
ЖД мост через реку Риони, на которой Кутаиси, собственно, и стоит.

Кутаиси уже остался позади, впереди были промышленный Зестафони и стратегический для Грузии Сурамский перевал. В коридоре стоял высокий армянин совершенно европейского вида. Он также созерцал грузинские пейзажи с совершенно непробиваемым, безэмоциональным лицом. Мы разговорились. Между делом я произнёс:
​- Вот сейчас будет станция Зестафони, а перед Хашури проедем тоннель. Самый длинный в Закавказье, русские инженеры строили. В 1888-м году. 4 километра в длину.
​Мой собеседник подумал, посмотрел задумчиво вдаль и медленно ответил:
​-
А вот у нас под Гюмри... В два раза длиннее тоннель есть!

В раздумьях о том, насколько в Армении все вкуснее, натуральнее и длиннее, я пробыл до самого Тбилиси, благо, на верхней полке под дождь думалось замечательно.

Китайцы снова что-то строят в районе Харагаули...
Китайцы снова что-то строят в районе Харагаули...
Стратегически важная станция на перевале...
Стратегически важная станция на перевале...

Дорога до Тбилиси пролетела достаточно шустро за чтением соответствующей литературы. Уникальное советское издание. Приобрел заблаговременно на Сухом мосту в Тбилиси.

Рекомендую.
Рекомендую.

Тбилиси

Символ, такой символ.
Символ, такой символ.

В Тбилиси поезд стоит чуть более получаса. Время уже вечернее, на вокзале пустынно, все оживление на платформе создают армянские курортники и немногочисленные европейские туристы, также едущие в Ереван. Их сразу можно распознать по огромадным рюкзакам и громкой речи, тут немцы и голландцы вполне могут соревноваться с китайцами. Помимо них по платформе курсируют и довольно странные персонажи.

Кто нафиг?!
Кто нафиг?!

Да-да, у ЮКЖД есть своя служба безопасности. Интересно, как ее наличие соотносится с монополией на насилие государств Армения и Грузия? Надо будет поднатаскаться в международном железнодорожном праве. А пока, пожалуй, пошучу, что Россия, видимо, не до конца вывела из Грузии свои войска)

Табличка напоминает нам, что поезд все же армянский.
Табличка напоминает нам, что поезд все же армянский.

Прошелся по платформе, подснял красавец - ВЛ без машиниста.

Машинист, наверное, вышел закупиться сигаретами на весь остаток пути.
Машинист, наверное, вышел закупиться сигаретами на весь остаток пути.

Вышел на вокзал, уже давно ставший торговым центром с железнодорожной станцией где-то на задворках. Поразительно, но в девятом часу вечера на главном вокзале страны нельзя ни купить с собой пайка (кроме как в вендинговом автомате), ни выпить кофе (кроме как бурду из автомата), ни купить армянские драмы за грузинские лари. Зато стиральную машину "Бош" или новенькие паленые духи - легко и просто! Вот такой он, грузинский сюрреализм.

Пассажирские платформы с навесом из профнастила...
Пассажирские платформы с навесом из профнастила...
Что-то реконструируют...
Что-то реконструируют...

Граница

Дорога до границы занимает пару часов. Вскоре поезд встает где-то в районе Садахло. Уникальное местечко, в 1990-е, пока в Грузии шла гражданская война, а армяне с азербайджанцами убивали друг друга целыми городами, здесь вовсю шла трансграничная торговля. Рынка в Садахло уже давно нет, но история есть история. В полудюжине километров к востоку от Садахло есть место вроде "Трех сестер" на границе Украины, России и Беларуси - "Мост дружбы", где сходятся границы Армении, Грузии и Азербайджана. Ныне же не осталось ни рынка, ни дружбы...

Бортпроводник вышел покурить на приграничной станции. Это еще Грузия.
Бортпроводник вышел покурить на приграничной станции. Это еще Грузия.

Незадолго до Садахло все загранпаспорта отправились дружной стопкой к начальнику поезда и вернулись с уже проставленными штампами о выезде с территории Грузии. Пребывая с точки зрения международного права в подвешенном состоянии, мы прибыли на полустанок Садахло.

В Тбилиси к нам подсел, пожалуй, самый необычный из встречавшихся мне когда-либо попутчиков. Марко, 25 лет. Иранец филлипинского происхождения, работает по аутсорсу в Кувейте. Свободно говорит на английском, тагалоге, испанском, персидском и арабском. Анархо-капиталист по политическим убеждениям. В общем, истинное дитя эпохи глобализации. Стоит ли говорить, что дорога до Садахло и показавшееся вечностью стояние на границе прошли в обоюдных подколах в стиле "Ну и как у вас, у анкапов, будут работать суды?" с одной стороны и "Мы из КГБ. Пройдёмте, товарищ." с другой.

Правда, на границе как минимум одного из нас слегонца загрузил суровый армянский пограничник. Вот он, что-то высматривает в толстенном защищённом ноутбуке. Кто-нибудь в курсе, у армян есть свой аналог украинского "Миротворца"?

Запускает нарды...
Запускает нарды...

​Если ко мне, как к российскому гражданину, не было вообще никаких вопросов - ни времени пребывания в Армении, ни цели поездки, вообще ничего - то бедняге Марко разве что не провели колоноскопию на месте, в присутствии бабушки и ее мелкой внучки. Причём армянский погранец при всей своей суровости говорил на английском куда хуже, чем я во втором классе любимой школки с языковым уклоном, так что часть запросов мне приходилось переводить.
​- Есть бронь отеля у вас?
​- У вас есть друзья в Азербайджане?
​- На сколько дней едете?
​- Куда потом летите?
​- Соус к картошке нужен?
​- А что Титов?
​И прочее, прочее, прочее. Полистав распечатки броней отелей и на всякий случай пробив их в базе, потомок Ноя вернул-таки кувейтский паспорт его владельцу и пожелал приятной дороги.
На армянском.

Когда погранцы ушли, мы с Марко переглянулись, как два товарища, только что пересидевшие в траншее средней суровости артобстрел.

- %ucking racists. - сказал Марко, укладываясь на полку.

- Definitely, man. - солидаризировался я.

Вскоре поезд тронулся дальше, вглубь Армении, и наше купе потихноньку отошло ко сну...

Встречай, Армения!

Собственно, наша младшая попутчица, еще сладко спит где-то в районе Раздана.
Собственно, наша младшая попутчица, еще сладко спит где-то в районе Раздана.

Начало седьмого утра. За окном уже давно расцвело. Пейзажи, конечно, принципиально отличаются от грузинских, хотя какая-никакая зелень за окном мелькает, есть ощущение ближневосточных равнин. Ну и неповторимая, столь обожаемая мной фактура вулканического туфа, из которого построена, без преувеличения, вся Армения.

Историческая водонапорная башня, предположительно, в Абовяне.
Историческая водонапорная башня, предположительно, в Абовяне.

На въезде в Ереван обширный частный сектор быстро сменяется многоэтажными домами, а затем - бесконечными частично заброшенными промзонами. Корпус на фото ниже, предположительно, принадлежал автогиганту "Ераз" (Ереванский автомобилестроительный завод).

Тот же развал, что и у нас. Только в туфе.
Тот же развал, что и у нас. Только в туфе.

И тут параллельно нам на соседние пути "выскочил" новенький укороченный китайский состав. Пути наземного участка единственной в Ереване ветки метро проходят параллельно основным железнодорожным путям. На часах - что-то около половины восьмого утра.

И, наконец, прекрасный ереванский вокзал, которому я уже пел дифирамбы в прошлом материале, посвященном Армении. Едва ли не лучшее из построенного в Ереване за годы Советской власти. Надо сказать, что здание вокзала большей частью бесхозно. Здесь нет даже поганой гостиницы, нет камеры хранения, пункт обмена валюты находится в подземном переходе, ведущем к станции метро. В общем, в Закавказье с вокзалами какие-то нелады.

Перед вокзалом - памятник Давиду Сасунскому, своеобразному армянскому Илье Муромцу. Тоже простой деревенский мужик, наделенный невиданной богатырской силой, который тоже как нечего делать раскидывал непрошеных гостей - в случае с Давидом Сасунским, арабов. Ныне его монументальная фигура - один из символов Армении. Кстати, силуэт этого памятника был и на ливрее нашего поезда.

В сухом остатке.

Поезд Батуми-Ереван - недешевое по меркам Кавказа удовольствие. Стоимость купейного билета из Батуми может доходить до 2500 рублей, плацкарт может стоить в районе 1700-1800. Искренне прошу прощения за отсутствие фоток интерьеров поезда, но могу сказать и без них, что внутри как минимум нормально. Свежее белье, деревянная олдскульная отделка, довольно чисто. Хотя в слова моей попутчицы о том, что "Да он так 30 лет и ходит, ничего не меняется" я поверить вполне могу. О розетках в купе говорить не приходится, хотя они мне, собственно, и не сильно были нужны, да и туалет здесь, выражаясь в стиле РЖД, "Гравитационного типа". То есть со сбросом на рельсы, естественно.

За пределами туристического сезона (15 июня - 15 сентября) маршрут поезда сокращается до "Тбилиси-Ереван". Для путешественника, движущегося из Армении в Грузию вынужденно, либо же в рамках запланированного маршрута, его ценность, все же, остается высокой, поскольку:

  • Он все еще комфортнее, чем автотранспорт до Тбилиси.
  • Он все еще дешевле, чем самолет до Тбилиси.
  • Очевидна экономия денег на ночевке.
  • Поезд - сам по себе достопримечательность.

Если вы неравнодушны к железным дорогам и по возможности предпочитаете поезда самолету из соображений внутреннего комфорта и ламповости, то это - ваш вариант. Бонусом вы еще и прикасаетесь к истории, да еще и имеете возможность полюбоваться на Закавказье из окна поезда. В общем, рекомендую.

Спасибо, что осилили мой материал до конца! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, и вас ждет еще больше экзотики с постсоветского пространства!