Ответы на многие вопросы лежат на поверхности, только замечать этого люди не желают. Да, согласна, фраза не нова! Но ее актуальность сохраняется вот уже много лет!
Ситуация «трудоустройство» или ответ на вопрос, почему учитель беден
Предыстория: работать учителем пришла еще в 18 лет, будучи студенткой 2 курса. Да-да! и тогда была нехватка кадров….проработав более 10 лет и добившись карьерного успеха к 30 годам (переоценка ценностей и профессиональное выгорание) решила сменить деятельность. Через пять лет вернулась вновь в педагогику и преподавание.
Все стандартно: резюме, приглашение на собеседование.
Разговор с директором ОУ:
Директор: Мы ознакомились с Вашими документами и резюме, нам все понравилось, а вы готовы к работе?
Соискатель: да
Директор: у нас особый контингент детей!?
Соискатель: это мне привычно.
Главный вопрос, ради чего все собрались! Задает его не соискатель, как заинтересованная сторона, а директор?!
Директор: какую зарплату хотите получать?
Соискатель: Вашу (вид вполне серьезный, даже ни тени улыбки)
Директор, улыбаясь в надежде на то, что это шутка, говорит: Да!
Соискатель со всей серьезностью: Да, что я должен делать в течение месяца, чтобы получить Вашу зарплату!
Далее директор, зашедший в тупик, начинает шарманку про среднюю зарплату по учреждению, плавно уходя от ответа, и, по всей видимости, уже жалея о том, что принял такого хорошего проблемного специалиста с такими необоснованными запросами!
Для чего все это написано?
Бюджетное учреждение и рынок, имея в корне различные стратегические цели, работать по единым правилам не могут. Почему? В пояснение приведу идентичный монолог в коммерческой компании, а именно, разговор о зарплате:
Директор: какую зарплату вы планируете зарабатывать в нашей компании?
Соискатель: Вашу.
Директор: замечательно, значит, у Вас будет ненормированный рабочий день, и завтра в 6 утра мы едем с Вами в наш филиал в городе "Н" проводить тренинг по продажам, сегодня вы должны подготовить все необходимые для тренинга материалы, ознакомившись предварительно с ассортиментом продукции!
Чувствуете разницу?
Реалии и возможности или почему такие разные ответы?
Возвращаемся вновь в бюджетное учреждение. Очередной конфликт по вопросам мотивации, премии и надбавок. За столом сотрудник, члены профсоюза, председатель комиссии по премиям, директор и бухгалтер.
Работник: средняя з\п по региону 42 тысячи, мне б хотя бы 30 на руки. Я получаю 15 тысяч, почему мне нет надбавок и премий?
Директор, переадресовывая, вопрос к бухгалтеру: Чем объясните ситуацию?
Бухгалтер (невнятно и волнуясь), что –то бормочет про индикативные показатели, зачитывает министерское положение, не имеющее отношение к вопросу, пытаясь объяснить всем присутствующим, что средняя зарплата по региону не такая, какую назвал сотрудник, и вообще нужно ориентироваться на среднюю з\п по учреждению, о она составляет не 42, а 30-31 тысячу – и это только в категории педагогических работников!
И самое главное в словах бухгалтера: «Изучив положение о мотивационных надбавках, даже при среднем расчете, в месяц педагог может заработать около 10 тысяч!»
Считаем зарплату и возможности заработка возмущающегося педагога.
Дано: средняя по учреждению 30-31 тысяча!
Реальная зарплата педагога: 15 тысяч рублей в месяц!
Возможный заработок по премиям (по данным бухгалтера) – 10 тысяч!
Расчет: 15+10=25 - это возможный заработок педагога в учреждении!
Сравниваем: 30-31 тысяча – это средняя зарплата по учреждению!
Вопрос: где еще 5 тысяч рублей! Кто их получает! И почему средняя з\п 30-31 тыс., а реальная – 15 тысяч.
Уберем эмоции и посмотрим на ситуацию с точки зрения бизнеса?
Премиальный фонд педагогического коллектива ограничен – и виноват в этом не бухгалтер, его задача, грамотно распределить премии в течение года между работающими и «условно работающими» педагогами.
Вывод: педагог не может заработать больше того уровня доходов, который ему определило Министерство или государство!
А теперь о бизнесе!
Личный опыт работы в страховом сегменте российского рынка показал мне наглядно суть поговорки «Волка ноги кормят». Среди 30 менеджеров, принятых на работу в нашем филиале, реально работало лишь 10 человек. Остальные приносили в месяц 5 ОСАГО и пару ИФЛ, летом страховки от клещей и все на этом. Рынок большой – целый районы с тысячным населением и обширной сельской местностью с тракторами, грузовиками и легковым транспортом. Возможности заработка реальны и широки. Из бонусов – предоставляется клиентская база.
Во главе группы агентов – менеджер – МАГ, его зарплата зависит от того, сколько заработали агенты, а средний доход вообще никто по компании не считает. Расчет среднего дохода идет по филиалу, при этом не по зарплатам сотрудников и агентов, а по числу и сумме заключенных договоров. Не выполнили план за год – филиал признается нерентабельным и закрывается.
Для сравнения по суммам, отмечу, что на 2015 год в нашем филиале одни агенты зарабатывали от 20 до 42 тысяч, а другие от 5 до 7, но последние были совместителями и трудились официально на производстве.
Вот ответ на вопрос, почему Учитель беден?
В следующей статье отвечу на этот вопрос с другой точки зрения.