Кассир – как много в названии этой профессии. Ею пестрят титульные и внутренние страницы газет для поиска работы. Немудрено. Она относится к самым востребованным профессиям согласно презентации 2019 года ВНИИ Министерства труда (источник: Риа Новости).
Эта должность делится на продавцов продтоваров и промтоваров. Кассир АЗК относится ко второй категории. И сейчас я дам всем желающим пищу для размышлений: стоит ли работать в этой ипостаси. Я сама работала на этой должности более полутора лет и знаю "кухню" изнутри.
Кто такой оператор-кассир АЗК?
Для начала расшифруем аббревиатуру АЗК – автозаправочный комплекс. Это значит, что здесь не только заправляют автомобили, но и покупают для себя напитки и еду. Это сродни зоны отдыха, пока в машину вливают бензин.
Некоторые думают, что оператор-кассир – это тот, кто непосредственно заправляет авто, стоя на колонке. Да, этот человек отпускает топливо, но только находясь в помещении и глядя в компьютер. А первоупомянутый называется просто оператором.
Что должен уметь и знать оператор-кассир АЗК?
Идеальный портрет оператора-кассира АЗК выглядит следующим образом: высокоорганизованная личность, которая в состоянии работать в режиме многозадачности.
Кассир АЗК обязан (я не ошиблась - он должен):
- отпускать топливо по талонам и картам, одновременно наливая мезинцем левой ноги кофе и делая чикен-бургер;
- следить за воришками в зале и за безбашенными водителями, уезжающими с пистолетами в баках автомобилей;
- смотреть, чтобы в дорогое Ferrari никто не налил 92 бензина, пока он считает звенящую мелочь любейзнейших маршрутчиков;
- и никогда (НИКОГДА!) не создавать очередь на кассе.
Вот такой настоящий Суперкассир. Его внимательность, слух и зрение должны быть натренированы до безупречности.
Ему нужно уметь в уме складывать цифры, знать процедуру отпуска топлива за наличку, по топливной карте и по талонам, разбираться в марках автомобилей и номерах на заправочных колонках.
Я перечислила самое основное. За смену нужно будет повторить всё раз 100, если не больше. Говорю сущую правду.
Плюсы и минусы работы оператором – кассиром АЗК
Работа на АЗК имеет свою специфику. Недостатки и преимущества. Вот некоторые минусы работы:
- Весь день на ногах. Садишься в крайнем случае, все остальное время не дают автомобилисты.
- Раздражительность. После смены не желаешь говорить, так как устал морально от пластинки: какаяколонкакакойбензин.
- Работаешь за двоих. Как продавец топлива и как продавец товаров.
- Материальная ответственность. Если пустил бензин за наличку, а надо было по карте. Или когда водитель уехал с пистолетом. Или когда залил в пятый дизеля.
- Нельзя спать. Людей полно. Некогда.
Преимущества работы тоже есть. Вот они:
- Спать можно. Только по секрету и чуть-чуть.
- Водители оставляют «на чай» (а кому на бензин).
- Контингент. Скандал был за всё время моей работы 1 раз. Сравните с обычным магазином, где они ежедневно.
- Время летит быстро. Поток людей идёт целый день. Хандрить некогда.
- Без рутины.
Спрос и предложение профессии оператор-кассир АЗК
Как я уже говорила в начале статьи – кассир – очень востребованная профессия. Но кассир-оператор АЗК требуется куда реже, чем его сородич. Во-первых, заправочных станций не так много. Во-вторых, вакансия завязана на блате, так как условия работы на этой должности относятся к очень хорошей категории.
Закрывать позиции могут как женщины, так и мужчины. Хотя и бытует мнение, что кассир - не мужское занятие.
И всё же желающих работать кассирами-операторами АЗК мало. А зря! Наверное это потому что они не знают какой потенциал у этой должности.
График работы и зарплата оператора-кассира в России
Графики работы специалистов на территории РФ варьируются: сутки/двое/трое или 12 часов 2/2-3/3. Ну или что-то в этом роде. Могут быть оплачиваемые переработки. Кстати, о деньгах. Зарплата операторов-кассиров АЗК около 30 тыщ. руб. Немного, но если учесть «чай», то может выходить и 40 000 руб., а иногда и больше.
Возможности карьерного роста
Они есть. И недурные. За год можно выбраться в Начальника смены. Я успешно прошла этот рубеж. А за 3 года можно стать даже директором новой заправки. Образование важно уже на конечной стадии, так как с желающими дефицит. Отправляют учиться, если есть желание, на экономический факультет.
Что пишут в трудовой?
Всё просто. Кассир. Либо оператор-кассир. Ничего выдумывать не нужно.
Собственный вывод
Работать оператором-кассиром АЗК можно и, если нет вариантов лучше, нужно. Конечно, есть свои минусы: усталость, вечно на ногах, быстро бежит время, режим многозадачности. Однако для меня были в преимуществе плюсы: сменный график, постоянная команда кассиров и пистолетчиков. Мало морального напряга от коллег. Хорошая зарплата. Никакой рутины.
Есть какие-то мысли по теме статьи? Можно черкануть в комментариях.