Найти тему
Честность по заказу

Ее Величество Торговая Венеция

Падкие на сенсации литераторы утверждали, будто

в Венеции существовала полицейская система, основанная

на анонимных доносах, которые граждане

тайно опускали в ящики для писем, находившиеся в

пастях львиных изваяний. Приговоры будто бы выносил

зловещий Совет десяти, а приводили их в исполнение

головорезы, вооруженные кинжалами. На

самом деле власть в этом городе-государстве безраздельно

принадлежала знати. Герцогство, Коммуна,

Сеньория последовательно сменяли друг друга, и в

конце концов сформировалось Венецианское государство,

называемое Республикой, поскольку все

представители власти назначались в ней путем выборов,

в отличие от монархий, при которых власть передавалась

по наследству. Вплоть до середины ХН в.

политической и военной властью обладал дож, и все

попытки сместить династическую власть кончались

провалом.

Начиная с 1140 г. Коммуна ввела свои институты

власти - избираемые городские советы - и

стала постепенно ограничивать власть дожа. Последний

должен был, получая полномочия, приносить

клятву. В конце XIII в. Коммуна становится аристократической,

и политическая элита отныне состоит

исключительно из аристократии, владеющей собственностью.

В начале xv в. Коммуна, под предводительством

дожа и своих советов, аннексирует обширные

территории как в самой Италии.

С тех пор Венеция является территориальным

княжеством (региональным государством), увеличенным

за счет колониальных территорий, из которого

формируется государство (dominium) по принципу

венецианской коммуны. Слово «dominium»

вскоре заменяется двумя другими: «dominante» для обозначения

собственно Венеции - главного города и

«domini» - подчиненных, субдоминантных территорий.

Слово «dominium» представляет собой латинский

термин, заимствованный из юридической и научной

литературы. Сами венецианцы предпочитали использовать

более конкретный термин - «serenissima

signoria», «славнейшая сеньория». Венецианцы подразумевали

под сеньорией прежде всего свое государство

и любой общественный институт, затем исполнительную

власть, имевшую во главе десять членов,

дожа, шесть его советников и троих руководителей

Совета сорока.

Происхождение многих городов, государств и семей

окутано тайной, однако ничто не может сравниться

в этом отношении с Венецией. Легенды и реальные

исторические факты сплетаются в миф, и

хотя миф не может соперничать с исторической правдой,

он, несомненно, оказывает серьезное влияние

на политику и на религию. Включенные в миф сведения,

тщательно отобранные из многовековой истории,

дают нам информацию о прошлом Венеции. Эти

сведения весьма многочисленны и представляют собой

смешение вымышленного и реального. Таково

упоминание о бегстве от гуннов романизированных

народов, нашедших убежище на островах Лагуны и

основавших Венецию 25 марта 421 г.

Наибольшее значение

имеет предание о пришествии св. Марка вАквилею.

Данные об этом событии появились в летописях поздно

(в конце VIII в.), и ни в каких других источниках

о нем не упоминается. Первым рассказал об этом

Павел Диакон около 783-786 п. Св. Петр, обосновавшийся

в Риме, направил лучших из своих товарищей

проповедовать Евангелие по городам Европы, и на

долю Марка выпала Аквилея. После кратковременного

пребывания там Марк вернулся в Рим, оставив вместо

себя своего друга Эрмагору. Из Рима Петр направился

в Александрию. Во времена ломбардского нашествия,

совпавшего с серьезным конфликтом в

Константинополе по поводу двойной, божественной

и человеческой, сущности Христа, Паоло, первый

епископ, получивший титул патриарха, согласно обычаю

готов, покинул должность епископа в Аквилее.

Этот переезд

привел к тому, что резиденция епископа разделилась

между Аквилеей и Градо. После смерти епископа

Северия (605), духовник Градо, находившегося

под властью Византии (и Рима), назначил Паоло

своим преемником, а на территории Ломбардии духовник

Аквилеи, состоявший в расколе с Римом,

избрал другого епископа. С этой даты Рим и Шарлемань

стали признаватьдвух епископов (803). С течением

времени папа наделил обоих титулом патриарха.

Аквилея вернулась в лоно Римской церкви, угроза

варваров переtтала существовать, и у патриарха

Аквилеи больше не было никакого основания поддерживать

разделение на два центра и считать Градо

приходом епархии.

Патриарх отстоял свою точку

зрения на заседании синода в Мантуе в 827 г. Свое

мнение он обосновывал легендой о Марке: именно

с Аквилеи Марк начал проповедовать Евангелие по

всей Италии, и его ученик Эрмагора, сопровождавший

его в Рим для посвящения св. Петром, был первым

и наиболее значимым епископом Италии. Для

того чтобы возвысить Аквилею над Градо, бьша использована

легенда, выросшая из рассказа о чуде,

произошедшем в Аквилее, а за Марком и Эрмагорой

закрепилась слава мучеников.