Падкие на сенсации литераторы утверждали, будто
в Венеции существовала полицейская система, основанная
на анонимных доносах, которые граждане
тайно опускали в ящики для писем, находившиеся в
пастях львиных изваяний. Приговоры будто бы выносил
зловещий Совет десяти, а приводили их в исполнение
головорезы, вооруженные кинжалами. На
самом деле власть в этом городе-государстве безраздельно
принадлежала знати. Герцогство, Коммуна,
Сеньория последовательно сменяли друг друга, и в
конце концов сформировалось Венецианское государство,
называемое Республикой, поскольку все
представители власти назначались в ней путем выборов,
в отличие от монархий, при которых власть передавалась
по наследству. Вплоть до середины ХН в.
политической и военной властью обладал дож, и все
попытки сместить династическую власть кончались
провалом.
Начиная с 1140 г. Коммуна ввела свои институты
власти - избираемые городские советы - и
стала постепенно ограничивать власть дожа. Последний
должен был, получая полномочия, приносить
клятву. В конце XIII в. Коммуна становится аристократической,
и политическая элита отныне состоит
исключительно из аристократии, владеющей собственностью.
В начале xv в. Коммуна, под предводительством
дожа и своих советов, аннексирует обширные
территории как в самой Италии.
С тех пор Венеция является территориальным
княжеством (региональным государством), увеличенным
за счет колониальных территорий, из которого
формируется государство (dominium) по принципу
венецианской коммуны. Слово «dominium»
вскоре заменяется двумя другими: «dominante» для обозначения
собственно Венеции - главного города и
«domini» - подчиненных, субдоминантных территорий.
Слово «dominium» представляет собой латинский
термин, заимствованный из юридической и научной
литературы. Сами венецианцы предпочитали использовать
более конкретный термин - «serenissima
signoria», «славнейшая сеньория». Венецианцы подразумевали
под сеньорией прежде всего свое государство
и любой общественный институт, затем исполнительную
власть, имевшую во главе десять членов,
дожа, шесть его советников и троих руководителей
Совета сорока.
Происхождение многих городов, государств и семей
окутано тайной, однако ничто не может сравниться
в этом отношении с Венецией. Легенды и реальные
исторические факты сплетаются в миф, и
хотя миф не может соперничать с исторической правдой,
он, несомненно, оказывает серьезное влияние
на политику и на религию. Включенные в миф сведения,
тщательно отобранные из многовековой истории,
дают нам информацию о прошлом Венеции. Эти
сведения весьма многочисленны и представляют собой
смешение вымышленного и реального. Таково
упоминание о бегстве от гуннов романизированных
народов, нашедших убежище на островах Лагуны и
основавших Венецию 25 марта 421 г.
Наибольшее значение
имеет предание о пришествии св. Марка вАквилею.
Данные об этом событии появились в летописях поздно
(в конце VIII в.), и ни в каких других источниках
о нем не упоминается. Первым рассказал об этом
Павел Диакон около 783-786 п. Св. Петр, обосновавшийся
в Риме, направил лучших из своих товарищей
проповедовать Евангелие по городам Европы, и на
долю Марка выпала Аквилея. После кратковременного
пребывания там Марк вернулся в Рим, оставив вместо
себя своего друга Эрмагору. Из Рима Петр направился
в Александрию. Во времена ломбардского нашествия,
совпавшего с серьезным конфликтом в
Константинополе по поводу двойной, божественной
и человеческой, сущности Христа, Паоло, первый
епископ, получивший титул патриарха, согласно обычаю
готов, покинул должность епископа в Аквилее.
Этот переезд
привел к тому, что резиденция епископа разделилась
между Аквилеей и Градо. После смерти епископа
Северия (605), духовник Градо, находившегося
под властью Византии (и Рима), назначил Паоло
своим преемником, а на территории Ломбардии духовник
Аквилеи, состоявший в расколе с Римом,
избрал другого епископа. С этой даты Рим и Шарлемань
стали признаватьдвух епископов (803). С течением
времени папа наделил обоих титулом патриарха.
Аквилея вернулась в лоно Римской церкви, угроза
варваров переtтала существовать, и у патриарха
Аквилеи больше не было никакого основания поддерживать
разделение на два центра и считать Градо
приходом епархии.
Патриарх отстоял свою точку
зрения на заседании синода в Мантуе в 827 г. Свое
мнение он обосновывал легендой о Марке: именно
с Аквилеи Марк начал проповедовать Евангелие по
всей Италии, и его ученик Эрмагора, сопровождавший
его в Рим для посвящения св. Петром, был первым
и наиболее значимым епископом Италии. Для
того чтобы возвысить Аквилею над Градо, бьша использована
легенда, выросшая из рассказа о чуде,
произошедшем в Аквилее, а за Марком и Эрмагорой
закрепилась слава мучеников.