В представлении многих из нас Венеция - это
серенады гондольеров, знаменитые каналы, голуби,
взлетающие с площади Св. Марка, арка над мостом
Риальто, «Мемуары» Казановы, великолепные фильмы
Висконти, братьев Тавиани, де Бозио, Коменчини
и Феллини. Венеция неизменно вдохновляла поэтов,
музыкантов, писателей, художников и вообще
всех ценителей прекрасного. Она как магнит притягивала
к себе любителей путешествий, желавших
помечтать среди ее каменных и мраморных дворцов.
Этот город всегда являлся центром европейской
культуры. Из венецианских музыкантов наиболее
знаменит Вивальди, но их были сотни - от Монтеверди
до Луиджи Ноно, а Малипьеро, Каналетто и
Гварди - самые знаменитые из ее художников-ведутисти.
Насчитываются сотни писателей и кинорежиссеров,
избравших Венецию местом действия своих
книг и фильмов. Одним из последних можно назвать
восхитительный роман турецкого писателя
Надима Гюрселя «Венецианский тюрбан» (2001). Ее
имя упоминается в наименованиях различных местностей
- от Калифорнии и Лас-Вегаса до Северной
Венеции (Брюгге) и Зеленой Венеции (в Западной
Луаре, Франция).
Этот город имеет весьма сложную планировку,
и нужно хорошо его знать, чтобы не заблудиться в
хитросплетении переулков. Находясь вне дорог,
снабженных указательными знаками, туристы
обычно приходят в растерянность.
Венеция - дитя истории, и для того, чтобы понять
и познать ее, необходимо узнать ее прошлое,
запечатленное в памятниках, дворцах и каналах.
Трехмерное измерение не отражает сущности этого
города, к нему необходимо при соединить еще и
временное пространство. Цель данной книги - восстановить
облик Венеции, которую терпеливо отстраивали
с VIII века (начиная с ХII века деревянные
строения стали уступать место кирпичным и
каменным). В начале XIII века, став морской колониальной
империей, Венеция освободилась от гнета
континентальных сеньоров и создала государство
на Терраферме в Италии. В течение всего этого времени
власть принадлежала семьям, занимавшимся
международной торговлей. Семьи древнего рода
владели землей, а недавно ставшие знатными мечтали
о при обретении дворца - неоспоримого доказательства
их благосостояния. Но главным образом
все жили за счет торговли, и такое положение дел
оставалось вплоть до конца Средневековья.
Средневековье стало хронологическими рамками
данной книги не из-за традиционного (и неверного)
представления, согласно которому оно являло собой
эпоху могущества и успеха, благополучия и расцвета.
Ведь открытие океанических путей испанцами и португальцами, и наступившая ранее во Флоренции и Риме эпоха Возрождения
ознаменовали собой одряхление и закат многих
могущественнейших держав.