Найти в Дзене
Чай с вареньем

Когда тебе улыбнулись роботы. В Я-дзен мы пишем для алгоритмов, а не для людей

Оглавление

Когда моя приятельница с 400 тыс. аудиторией на канале Я-дзен говорит, что готова бросить работу в газпроме и уйти в дзен, я ее сильно отговариваю. И не потому что газпром (хотя кто уходит из народного достояния?). А потому что Дзен.

Когда платформа только появилась, все знакомые мне редактора выполнили свои планы по кипиай. У кого-то выполнение было 400%. Казалось, что площадка взяла на себя черную работу по доставке твоего гениального контента. Они показали твой текст тысячам-тысяч. Они умножили твою аудиторию в 4 раза! И ни один начальник- хрен с горы не мог тебе сказать: «Ты пишешь полное г... – тебя никто не читает».

Другой мой знакомый, еще на заре Я-дзена, только-только познакомившись с площадкой, прочитал некролог:скоропостижно скончался наш коллега. И потом месяц моему знакомому показывали некрологи со всей страны. Приходит на работу, открывает комп - а там сплошные поминки. Роботы Дзена подстроились, так сказать, под его интересы.

Но даже когда роботы доперли, что читает их не престарелый мудак-некрофил, то все равно толкали ему в ленту погоду недельной давности, и новости, написанные 3 месяца назад.

- Объясни мне, что за фигня? - вопрошал знакомый. А я защищала Дзен и говорила, что нейросети вот-вот поумнеют. Ребята работают, все дела.

Правда, у меня к тому времени своих вопросов к Дзену и умным алгоритмам накопилось немало.

Допустим, почему на моем региональном сайте, подключенном к дзену, читают «Надо ли мыть грибы?" и "Как разжечь костер на даче правильно" - в феврале? А откровения деда мороза и снегурочки - летом?

Мне, как редактору, хотелось понимать, какой контент нужно делать. Мне ж надо планировать. А как я могу запланировать логику роботов, которые именно эти статьи поставили в выдачу? какой кривой внесезонной логикой это объясняется? Перегрелись? Кто-то живой забухал и не снял "галку" в программе?

Контора пишет

К тому, что надо писать для роботов, а не для людей, журналисты (особенно те, что родились в доинтернетовскую эпоху) привыкали очень долго. Ты в редакции сейчас обязан отписать весь топ с Я-Новостей. А в топе стоит откровенный тухляк. «Губернатор Текслер открыл детский сад "Солнышко"». Почему эта новость попала в топ? Потому что шесть прогубернаторских СМИ написали об этом и робот решил: шесть упоминаний, беру! Это ж очень важно. Ребята обманули алгоритм, браво.

90% работы новостника сайта в традиционной редакции – это готовка протеиновой массы для робота. Не встанешь в топ - тебя понизят в выдаче. А у тебя же план по просмотрам, рекламодатель-дурак понимает одно слово - трафик. Поэтому и надо писать как не в себя. Кормить роботов.

В недоумении не только журналист, который совершает круговорот говна в природе, множит информационный шум, переписывая новость про детсад и губернатора и еще стопятьсот таких же тухлых новостей. В ахере от такого расклада и сам потребитель контента.

- Вам что больше писать не о чем? - возмущаются в соцсетях обычные живые люди, не роботы.

Больше всего в Сети мне жаль именно потребителя. Информация бросается на него из-за угла. Ее так много! Сколько бы ты не отписывался, не банил, не гнал ссаными тряпками - роботы все равно предложат тебе то, что ты совсем не заказывал и не хотел. Настройка умной ленты - сказочки для дураков. Роботы достанут тебя хоть в почте: "Нина Владимировна, пришло время перевернуть матрас. С уважением, ваша Аскона" - напомнят тебе, что ты купил летом матрас.

Но мы отвлеклись. Когда идет такая война между традиционными СМИ и агрегаторами за внимание конкретного человека, быть на площадке дзена самостоятельным автором - просто смерти подобно.

Вы никогда не сможете накормить роботов. "Не зашла" - будете говорить вы про статью, на которую убили уйму времени. Скопируйте себе это в закладки - это лучшее, что вы написали. В ситуации, когда твой сайт, твой канал конкурирует с Игрой престолов и роботами, тебе надо увеличить громкость и переорать всех!

"200-килограммовый сын Никаса Сафронова застрял в унитазе самолета" громче, чем взятие Стены белыми ходоками. Готовы множить круговорот говна в природе? Умеете делать такие заголовки - велкам на площадку!

Вот топ-заголовков, зашедших в дзен:

  • Жителей Магнитогорска беспокоит открытое окно в многоэтажке
  • Свадебный торт развалился на глазах у молодоженов в Челябинске
  • Не воздержался? У человека есть 72 часа, чтобы предотвратить заражение ВИЧ
  • Мифы о запоре. Как облегчиться легко?
  • На кладбище в Миассе вскрыли могилу и достали покойника из гроба
  • Можно ли есть червивые грибы? |
  • Молодоженов из Челябинской области шокировал свадебный торт
  • Надо ли мыть грибы?
  • «Ночью напугаешься!» Балкон сильной и независимой женщины обсуждают в Челябинской области
  • Жительница Челябинской области согласилась стать женой иностранца за две тысячи рублей
  • В Челябинской области на 8 марта ученики легли под окнами школы
  • «Хернёй с шестью ошибками» назвали надписи на остановках в Челябинске 
  • Банде, державшей в страхе военных Чебаркульского полигона, вынесли приговор
-2

"Я могу позавидовать некоему блогеру, который написал, падла, божественное и собрал 2 700 лайков, в то время как я со своей публикацией, сделанной накануне в ту же секунду, — всего 2 600. Я сижу за завтраком, глотая твердое, не жуя, и гадаю, кто же эти сто халтурщиков, которые меня недолайкали. Нет, у меня нет недолайка. У меня хуже — у меня недошер." - написал прекрасный автор фейсбука Олег Батлук.

Вы к ним - как к людям. А они - роботы, ребята.

О монетизации

Медиаменеджеров традиционных СМИ тоже бросает в крайности. Там дают деньги то от количества знаков, то от количества просмотров, то от дочитываний. Но ты знаешь, что у тебя аванс 8-го, а зарплата 24-го. Конечно, может быть форс-мажор.

Допустим, взорвался дом, редакция вышла в новогодние праздники писать вreaking news и через 5 дней работы "съела" гонорарный фонд месяца. И чтобы не платить людям, медиаменеджер говорит тебе: «Я же не издавал приказ о выходе на работу в праздники?» И ты будешь что-то лепетать о профессии, о роли СМИ, о том, что обязан информировать и тэ дэ.

В дзене говорят приблизительно то же самое: "Много вас тут, понаехавших, понаоткрывавших дневники. Денег на вас не напасешься!" Есть гонорарный фонд. Площадка растет (появляются новые авторы) – но денег больше не становится.

Ты будешь писать лучше – но получать меньше. И тебе скажут, что карма измеряет не твои заслуги (прошлой недели с этой неделей), а заслуги других авторов площадки. А это значит, что они были лучше (но ты как это проверишь?)

По 8 часов в день мы проводим в Сети. Истинно говорю вам: агрессии и кликбейта будет больше, денег меньше. Не вздумайте бросать газпром.

Вариантов поведения три: обмануть роботов, участвовать в круговороте г... в природе и не ныть, что запачкался. Или просветлиться, поймав настоящий дзен. Но в том дзене нет ничего от этого Я-дзена.

Фото Александра ФИРСОВА.