Советский Т-34 не был слабым танком на момент создания… Его мощь достигалась при помощи простоты. Тем не менее, даже в простейшем танке было много прорывного… Это не наклонная броня, не вооружение и подход к производству – это один единственный агрегат, который до сих пор выпускают серийно и эксплуатируют не только в военной сфере.
Кратко о конструкции.
Т-34 – танк с классической компоновкой и передним расположением башни. Подвеска не типичная для своего времени и мало какие боевые машины ею оснащались. Речь идёт о механизме Кристи. Кроме советского Т-34, пружины использовали британцы в «Крусайдерах» и «Кромвилях».
Большая часть элементов управления были исключительно механическими, что собственно говоря не удивительно. Поворот башни дублировался гидромеханикой и простой системой маховиков. Управление движением тоже вполне стандартное – рычаги и фрикционы, блокирующие вращение той или иной гусеницы.
Что касаемо остальных агрегатов, то особо выделялся двигатель. На момент появления в Т-34 стоял мощнейший танковый дизель (В-2) с отдачей в 500 л.с. Из конкурентов был КВ, но мотор у него мало чем отличался, развивая мощность до 600 л.с.
Самый прорывной элемент.
Не буду томить и скажу сразу – самым прогрессивным в Т-34 был его двигатель, причём без остальных элементов – фильтров, фрикционов, трансмиссии и так далее. Именно от них зависела общая надёжность при эксплуатации.
По оценкам специалистов, В-2, опередил своё время. как минимум на 30-40 лет, а многие современные дизельные моторы до сих пор во многом схожи. Большая часть танков того времени оснащались бензиновыми силовыми установками, а дизели, как правило, ставили для адаптации к специфике дальнейшей эксплуатации. Яркий пример – M4A2, который имел два дизельных двигателя общей мощностью около 340-350 л.с. Эти агрегаты устанавливались в Ленд-Лизные машины для СССР, а также для нужд тихоокеанского фронта, где основным горючим был именно дизель и керосин. Так что Т-34 стал одним из не многих танков, спроектированных специально для дизельного двигателя, если брать в учёт изделия до окончания Второй Мировой.
Ещё один прогрессивный элемент – блок цилиндров, а вернее производственный материал. Основа для В-2 изготавливалась из алюминия, в то время как все без исключения двигатели, кроме авиационных (разумеется не дизельных) делались из чугуна. Это делало мотор довольно лёгким в сравнении с конкурентами при большей мощности.
Кроме блока цилиндров хочу отметить валы газораспределительных механизмов. Все механизмы валов ГРМ располагались выше рабочего объёма поршней, в то время как другие агрегаты, особенно дизельные, обладали механизмами валов ГРМ выше и ниже блока цилиндров.
Так же, В-2 стал новой вехой эволюции всеядных танковых двигателей. Дизельные моторы в принципе способны работать на различных видах горючего, но при смене вида топлива износ агрегата и его механизмов значительно увеличивался. У В-2, при производстве эту проблему всячески решали и после 1943 года двигатель был вполне надёжным и спокойно работал как с дизелем или бензином, так и с газойлем или соляркой.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.