Многие дети неохотно ходят на «классические» уроки, потому что на самом деле хотят играть на электрогитаре. А может, только потому, что их родители отправили их на гитару, чтобы они учились играть на инструменте, который «не слишком дорогой для покупки». Взрослые, напротив, всегда мотивированы, а их начальный энтузиазм часто безграничен, хотя и сопровождается полным отсутствием координации.
Для тех, кто пытается научиться играть на гитаре (или вернуться к ней) в зрелом возрасте, отвечая на вопрос в заголовке, можно уверенно сказать: нет, это точно не слишком поздно, чтобы достичь чего-то замечательного.
Однако, всегда есть некоторые проблемы или вопросы, которые ставят перед педагогом большинство взрослых учеников.
«Это слишком сложно»
Нет, не слишком. Просто это задача, которую можно (и нужно) разбить на мелкие этапы. Некоторые хотят бегать, прежде чем смогут ходить, да и учить самого себя бывает нелегко. Преподаватель может подобрать такой репертуар для каждого учащегося, чтобы приложенные усилия и полученные достижения оказались в наилучшем соотношении.
«Дети учатся легче и быстрее»
Разочарование может съесть даже самого многообещающего ученика. На самом деле, взрослые учатся ничуть не медленнее! Хотя бы потому, что у них больше терпения, а в данном случае — всего лишь единственный учебный предмет для вечерней «домашней работы».
«Мои пальцы слишком корявые»
Нет, они просто не обучены. Если вы ещё не освоили двигательные навыки, которые опытные игроки воспринимают как должное, это займет вовсе не так много времени, как может показаться.
«Зачем?»
Взрослые всегда хотят знать, зачем всё и почему — им нужно знать, как хранить полученную информацию, а значит — правильно понимать её.
«Зачем здесь второй палец на этой Си, если эта же Си зажималась третьим пальцем в прошлый раз?» Или: «Почему в этой пьесе есть и Ab, и G#?». Процесс обучения всегда великолепно обоюдный и с постоянными отклонениями от курса!
«Я разочарован отсутствием прогресса»
Взрослые редко совершают столько ошибок за свой обычный рабочий день, сколько они совершают за свой урок музыки, и они действительно не любят ощущать, когда они где-то терпят неудачу.
Однако, взять себя в руки, отряхнуться от пыли и попытаться вернуть себе достоинство — единственный способ добиться прогресса.
«Всё равно остались ошибки»
Не забывайте, что гитара, которую вы слышите на большинстве записей, — это совсем не то, как она звучит во время обучения игре на ней.
Вы можете стремиться играть как лучшие исполнители, но сравнивать себя с лучшими постоянно — это может быть сильно обескураживающим. Пусть ваши ожидания будут разумными!
«Мне это надоело»
Гитара может показаться хобби для замкнутых. Однако, в конечном итоге игра на гитаре — это то, что вы слышите, а не то, что вы читаете и делаете. Всегда можно найти единомышленников и играть ансамблем!
«Когда же наконец настанет конец моего обучения?»
По мере того, как ваш опыт игры на гитаре растёт, большой процент репертуара начинает выглядеть смутно «таким же», потому что набор универсальных строительных блоков в гитарной музыке удивительно велик. Несмотря на это, всегда остаётся и что-то новое и захватывающее, чтобы работать над ним.
«Зачем нужна теория музыки?»
Теория музыки может содержать целый ряд концепций, которые вроде бы не имеют отношения к классической гитаре. Несмотря на это, есть много аспектов теории, которые взрослые, привыкшие находить закономерности в хаосе, точно найдут полезными.
- Зачем изучать теорию музыки?
«Я мало занимался на этой неделе»
У детей уже есть так много рутины в их образовательной жизни, что им обычно легче вписаться в музыкальную практику, чем взрослым, у которых могут быть пожилые родители, походы в магазин, и босс, который заставляет работать допоздна в офисе.
Не отчаивайтесь: гитара — это не гонка к месту назначения, а путешествие, в котором отличные пейзажи есть на всём протяжении пути, а не только в пункте назначения!
С использованием материалов статьи (англ.).
Классическая гитара, путеводитель по каналу