В Сети активно перепощивают байку, будто весной 1942 года на Волховский фронт явился дряхлый старец в гражданской одежде, едва держащий в руках винтовку-«трёхлинейку», и начал отстреливать немцев. То был почётный член Академии Наук СССР, директор Естественнонаучного института им. Лесгафта, 88-летний Николай Александрович Морозов, пожелавший в тяжёлую для страны годину стать, наконец, полезным. С первых дней войны патриотичный академик требовал от военкомата, чтобы его взяли бы повоевать. Измучил, вишь ты, всё начальство, но добился своего.
Впервые эту выдумку вывесил год назад некий сочинитель, которого я называть не хочу. Фамилия его начинается на букву «З», однако он в подписях под своими текстами заменяет эту первую букву фамилии на латинскую Z. А остальные оставляет, как есть. (Точно так же наша ГИБДД, чтобы добиться понимания европейцев, на номерных знаках авто использует только буквы, известные Западу, а наши дикарские З, Ы, Й и прочие Ш повыкидывала).
Почётных членов в ту весну было в АН СССР только трое, и в списках они шли перед руководителями отраслевых отделений, так, что в высший слой Академии входили тогда президент АН Владимир Леонтьевич Комаров, вице-президент Евгений Алексеевич Чудаков, и почётные члены: Николай Александрович Морозов, Николай Фёдорович Гамалея, Иосиф Виссарионович Сталин. В данной группе этот последний был младшим по рангу и возрасту.
Вот какое огромное значение для отечественной науки имел всемирно знаменитый учёный Н.А. Морозов! Надо думать, именно поэтому охотиться на врага в расположении неназванного автором-фантаZёром батальона, в пиджаке и с личным винтарём, ему разрешили всего-навсего один-единственный месяцок.
И оказалось, что дед-то – ого-го! Цитирую расскаZчика сказок: «изучив траекторию полёта пули, особенно в условиях влажности (как и положено физику), Николай Морозов застрелил ещё несколько немецких военнослужащих». Гитлеровцы, само собой, взбесились (сообщает скаZочник) и, забыв о других своих проблемах, принялись гоняться за лихим академиком по всему фронту, активно применяя артиллерию.
И лишь тогда «руководство, невзирая на протесты Морозова, вернуло учёного с Волховского фронта назад, призвав сосредоточиться на научной работе».
Могло ли это быть, тем более, весной 1942 года?.. Читаем биографию академика:
«Война застала семью Морозовых в Борках [в Ярославской области; там располагались филиалы нескольких НИИ]... В Борке нашли приют и многие из знакомых и сотрудники из Ленинграда, а оставшимся в городе они слали продуктовые посылки.
Весной 1942 года произошло несчастье. Николай Александрович сильно заболел, потребовалась операция. Ближайшим местом, где её можно сделать, была Москва. Но как туда попасть, ведь навигация ещё не началась, а машина не пройдёт из-за распутицы? Осталась одна возможность – самолёт.
И вот маленькая полянка справа от берёзовой аллеи, ведущей к имению Борок, наполнилась шумом моторов. Вскоре на неё, сделав круг, приземлилась лёгкая двукрылая машина. Самолёт был специально прислан советским правительством за Морозовым. Место для посадки он указал сам, и, как оказалось, весьма удобное.
В самолёт его принесли на носилках...». (См.: С.И. Валянский, И.С. Недосекина. Отгадчик тайн, поэт и звездочёт. О жизни и творчестве русского учёного-энциклопедиста Николая Александровича Морозова (1854-1946) - М.: Крафт+, 2004. Стр. 579.)
Правительство, чтобы спасти заболевшего учёного, в самые трудные дни войны присылает за ним самолёт!!! Так какая сволочь посмела бы везти его на фронт, и отпускать в одиночку на передовую, с риском для жизни?
Диагноз, приведший Морозова в больницу, известен. Из этических соображений не стану его называть, но замечу: вопреки скаZкам некоторых умников, он весной 1942-го не то, что по пересечённой местности с ружьишком не смог бы бегать, а затруднялся даже доковылять из палаты до конца больничного коридора.
«Операция прошла успешно, и уже ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ Морозов снова был в Борке». (Там же, стр. 580.)
А согласно сочинениям борZописца, академик после возвращения с фронта «ещё несколько месяцев буянил, требуя снова отправить его сражаться на передовую простым снайпером, но затем остыл».
Чтó помешает любому беZдарю сочинить, будто не только великий русский учёный изображал из себя клоуна, но и сам Сталин, желая отвлечься от кабинетной работы, время от времени бегал на фронт, чтобы поприседать в окопах, попрыгать в воронки, покидаться гранатой?.. А современные средства доставки информации быстро внедрят выдумку в сознание людей. Это было бы всего лишь новой добавкой к тем шлакам, которые давно в том сознании окаменели:
– …что Сталин перед войной перебил всю военную верхушку…
– …и в первый день войны прятался под столом, когда к нему пришёл Хрущёв…
– …что Столыпин был выдающимся экономистом и руководителем...
– …что великий русский композитор был... не вполне традиционным…
– …а император Павел сумасшедшим…
– …а Пётр I – дегенератом и алкоголиком…
– … что Россия страна рабов...
– …что годы Смуты отличались небывалым единством народа, и так далее.
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
Канал «А мы и не знали»: об Истории идей, Истории людей, и Истории вещей. Кликнув название канала, получите полный список статей.