Найти тему
kot v sapogah

Настоящий индеец – в России

Ванбли (Пятнистый Орел) – так зовут гостя из племени сиу (лакота), несколько лет назад побывавшего в России. Ванбли – музыкант и активный участник движения за права американских индейцев. Он родился в резервации Роузбад (Южная Дакота), и там прожил большую часть жизни вместе со своим народом, а в остальное время разъезжал по Штатам и миру с индейской рок-н-рольной группой ArrowSpace. И везде Ванбли не только исполняет музыку, но и рассказывает о жизни индейцев, их прошлом, настоящем и будущем.

А вот что рассказал Ванбли во время выступления в Москве:

«Вы читали много книг о нашем народе, но все равно ничего о нас не знаете, потому что правду лучше узнавать «изо рта лошади» – из первых уст! Тысячи лет назад мы были многомиллионным народом. Наши песни – доказывают, что мы очень старый народ. Мы не меняем в них ни слова, уже 20 тысяч лет мы поем одни и те же песни. Для современных людей поколение – это как от меня до моего отца, а для нас, индейцев – это тысячи лет, в зависимости от того, как менялся образ жизни. Семь поколений – это семь изменений жизни народа. В нашем языке нет слова «некрасивый», и наших детей не нужно учить толерантности: они принимают всех, они не говорят – этот человек уродливый. Все люди одинаковые. Есть единственное лакотское слово «шича», или «плохо», мы так говорим, когда ребенок нехорошо себя ведет, и смеемся над ним.

В начале времен верховный дух Вакан Танка благословил нас служить ему, и каждому существу он назначил свой особый путь. Он дал нам друзей: лошадь (напрасно вы думаете, что испанцы привезли ее в Америку – лошади бы не выдержали такой долгий путь), и собаку. Собака – наш друг. Но мы приносим ее в жертву, варим суп из священного мяса собаки и верим, что это помогает от болезней. Но прежде чем есть такой суп и блюда из мяса других животных, прежде чем ловить рыбу, мы всегда молимся и спрашиваем благословения у Вакан Танки. И мы его получаем».

Ванбли воспитывала его бабушка, которая еще помнила знаменитую битву при Вундед-Ни – после этого сражения индейцы сиу окончательно утратили независимость и были переселены в резервации. Благодаря традиционному воспитанию Ванбли следует духовному пути народа сиу и носит свое исконное имя, как он считает, данное ему высшими силами, а в миру он просто Ричард Кейт – ведь индейцев заставляют принимать обычные английские имена. Отец Ванбли служил в американской армии и воевал в Корее. Его братья и сестры не принимают особый путь брата, смеются над ним и дали ему кличку «1800-й год». (Что означает: несовременный, живущий в прошлом).

Трудно жить в «плавильном котле» современной Америки и верить в свой духовный путь, ведь люди хотят верить лишь в то, что могут видеть. Поэтому из 300 тысяч сиу только 50 тысяч идут по этому пути, пытаются сохранить свои корни, и всего 10 тысяч – знают родной язык. 60-70 процентов четырехмиллионного индейского народа живут жизнью обычных американцев. Но еще совсем недавно «краснокожие» США не считались людьми. Ванбли утверждает: в 1974 году американцы, проводя программу контроля над рождаемостью, насильно стерилизовывали индианок – об этом том сохранились документы и свидетельства очевидцев. Каково было видеть это свободолюбивым индейцам лакота, у которых, кстати, к женщинам особое отношение: ведь они считаются «королевами земли». А мужчине не положено быть королем земли. Его роль – защищать женщину и давать ей все, что нужно, чтобы она растила детей.

«Вакан Танка привел меня сюда, чтобы увидеть ваш сильный народ, услышать ваш язык, который не сломали время и войны, – говорит Ванбли. – Люди, которые не следуют духовным путем, теряют свою культуру. На концертах в Подмосковье меня поддерживала русская рок-группа, и эти молодые ребята играли на гуслях и надевали национальные костюмы. Они хранят свои духовные корни».

Удивительно то, что в публике, слушавшей выступление Ванбли, тоже нашлась кучка «настоящих индейцев»: несколько довольно пожилых мужчин и женщин, со смуглыми лицами и орлиными носами, в украшенных бисером мокасинах, явно не из масс-маркета, и с амулетами на груди. Но говорили они не на лакотском языке, а самом что ни на есть великом и могучем. Может быть, в Москве тоже живут индейцы? Вот бы с ними познакомиться!