Не всем художникам повезло так же, как единственным в своем роде Врубелю или Босху. Некоторые навсегда обречены на путаницу: «Ван Дэйк? Это у которого все мужики, как Путин, или который другой?», «Рафаэлли? Ты хотел сказать, Рафаэль? А еще искусствовед!», «В музее ошибка: Мане через "О" написали!». И так далее, вы поняли мысль.
Сегодня раз и навсегда расставим все точки над «e» в фамилии Raffaëlli. А заодно вспомним замечательных, но порой не слишком известных художников, которые стали жертвами собственных фамилий и спрятались в тени знаменитых тёзок.
Мане или Моне?
Однажды в музее я случайно подслушала, как жена убежденно просвещала несведущего в искусстве мужа: «Клод Моне — это брат Эдуарда Мане, только пишется по-другому». Так вот: не брат, не любовник и даже не клон. Их объединяла эпоха (вторая половина XIX века), близость художественных взглядов, Франция, дружба и отвергнутость обществом.
Как отличить? Эдуард Мане был предтечей импрессионизма, Клод — одним из главных идеологов этого направления. Говоря упрощенно, первый делал главными героями своих картин людей, второй — просто свет. Сравните:
Рафаэль или Рафаэлли?
Ничего общего. Ни-че-го! Разные эпохи, страны, стили. Но имя Рафаэлли на музейной табличке может ввести в заблуждение начинающего любителя искусства.
Как отличить? Итальянец Рафаэль Санти писал картины во времена Высокого Возрождения. Как и любой приличный художник того времени, он посвятил себя религиозным сценам и портретам. Совсем другое дело — Жан-Франсуа Рафаэлли, французский импрессионист и друг Эдгара Дега, влюбленный в городские пейзажи. Как говорится, найдите 10 отличий:
Микеланджело Меризи да Караваджо или Микеланджело ди Буонарроти?
Не то чтобы их часто путают, ведь длинное имя Микеланджело Меризи да Караваджо обычно сокращают до фамилии Караваджо. Тогда как Микеланджело ди Буонарроти называют по имени — Микеланджело, и сразу всё становится понятно. Но горе тому музею, который укажет на табличке полное имя Караваджо! Тогда недоумению зрителей не будет предела. Надеюсь, не запутала?
Как отличить? Микеланджело ди Буонарроти — звезда первой величины на небосклоне итальянского Возрождения, Микеланджело Меризи да Караваджо — видный представитель итальянского барокко. Персонажи первого как будто только что вышли из качалки, явно переборщив с протеинами. А нежных караваджийских юнош словно запечатлели на выходе спа-салона. Смотрите сами:
Ван Дейк или Ван Эйк?
Антонис ван Дейк и Ян ван Эйк — ребята с севера, которые предпочитали писать портреты и религиозные сюжеты.
Как отличить? Хрестоматийные «картины с Путиным» принадлежат кисти нидерландца Ван Эйка, мастера Северного Возрождения. Дело было в далеком XV веке, когда по улицам текли нечистоты, а масляные краски были редкой и модной новинкой (ранее художники использовали преимущественно темперу). Антонис ван Дейк родился в той же Фландрии, но на два века позже и был любимым учеником Рубенса. Он творил в совсем иной, барочной манере. Убедитесь сами:
Миро или Моро?
Спутать их картины, мягко говоря, сложно. Посмотрите иллюстрации ниже — и сами всё поймете. Лишь три буквы фамилии объединяют этих столь разных художников.
Как отличить? Искусствоведы считают француза Гюстава Моро представителем символизма, хотя сам он был категорически против этого утверждения. За пять лет до его смерти в Испании родился будущий абстракционист Жоан Миро-и-Ферра. Драматург Эжен Ионеско называл его картины «танцующим садом, поющим хором, оперой, расцвеченной цветами». Посмотрите на их работы, ведь это небо и земля:
Жан-Франсуа Милле или Джон Эверетт Милле?
Эти живописцы XIX века были существами коллективными и снискали славу в первую очередь как представители своих школ живописи. Пожалуй, этим сходство исчерпывается.
Как отличить? Француз Жан-Франсуа Милле собрал школу барбизонцев под эгидой реализма и с трепетом изображал крестьянскую жизнь своей любимой местности. Тем временем его британский тезка Джон Эверетт Милле пропагандировал идеи Братства прерафаэлитов — возврата к дорафаэлевским темам живописи и стилистике (отсюда и название). Разумеется, речь идет об эпохальном художнике Рафаэле Санти, а не о импрессионисте Рафаэлли, про которого вы, возможно, до сегодняшнего дня и не слышали.
Полюбоваться роковыми прерафаэлитовскими женщинами можно в статье «Художники Прерафаэлиты. Вперед в прошлое». А если вы запамятовали, кто такие барбизонцы, почитайте мою заметку «Барзибонская школа живописи»!