С. Дурылин в монографии о «Герое нашего времени» подробно прослеживает, чем близок Печорин автору, его создавшему. Разумеется, нельзя не видеть разницы между автором романа и Печориным. Лермонтов начинал осознавать нс только кричащие противоречия жизни, но и корни этих противоречий. Он сумел сделать то, что было не под силу его герою — ив трудных условиях жизни найти место для плодотворной творческой деятельности на благо родины. Нельзя, однако, отрицать и близости писателя к своему герою, того, что Лермонтов передал Печорину богатство своего духовного развития.
Не случайно декабрист Кюхельбекер, имея в виду в первую очередь Печорина, писал:
«Лермонтовский роман — создание мощной души».
Как же удалось писателю показать богатство и сложность Печорина?
Как мы говорили, характеристика, которую дает Герцен Онегину, является ключом к пониманию лермонтовского героя. Композиция романа построена на резком противопоставлении двух миров — мира простых людей, (первые три главы), миру дворянства (последние части произведения), на понимании Печориным этих миров.
Грибоедов только поставил вопрос об отношении Чацкого к народу. Известный шаг вперед сделал в этом отношении Пушкин: образ Татьяны дан в связи с характером няни.
Лермонтов же прямо раскрывает Печорина в сопоставлении с Максимом Максимовичем, таманцами, доктором Вернером, — самыми различными людьми из народа, его простыми тружениками, разночинцами. И в этом столкновении ярко выступили те богатые задатки, которые так ценил в лермонтовском герое Белинский, и те пороки, которые были привиты Печорину светским обществом.
Иными словами, все характеры повести расставлены вокруг главного действующего лица таким образом, чтобы этот характер был обрисован как можно ярче и глубже. Вполне закономерно поэтому, что писатель, нарушая хронологическую последовательность событий, дает сперва главы о Бэле, Максиме Максимовиче и Тамани — три части, где характер Печорина раскрывается по аналогии с образами из народа, а потом уже главы, где мы видим героя романа в аристократической среде.
Между тем в нашей критике эта особенность построения произведения объясняется только своеобразием стиля книги, тем, что образ Печорина дан вначале через восприятие сторонних наблюдателей, а затем идет журнал Печорина с его сложным психологическим самоанализом. Такое же мнение высказывает и автор учебника по литературе для 8-го класса, изданного в 1954 г., С. Флоринский.
В указанных трех главах характер Печорина обнаруживается в трех важнейших испытаниях по отношению к простым людям: в испытании его мужества, в испытании его любви, испытании его в дружбе. К этим трем главам нужно присоединить и часть главы «Княжна Мери», где дан образ доктора Вернера, в сопоставлении г которым подчеркивается зрелость ума Печорина, его ненависть к дворянскому обществу.
«Тамань» является одной из центральных глав произведения, где глубоко показаны сила и мужество, свободолюбие простых людей, а вместе с ними и героя романа.
Есть своя закономерность в том, что писатель обратился к мятежным образам таманцев.
В 30-е годы передовая русская литература делает новый шаг вперед в изображении народа. В этот период, несмотря на тяжелый гнет николаевской диктатуры, растет борьба русского народа с крепостнической системой. Николай I дал клятву уничтожить революцию, но он не в силах был остановить ход истории.
Герцен говорил, что внутри страны «совершалась великая работа — работа глухая, безмолвная, но деятельная и непрерывная: всюду росло! недовольство».
Разумеется, полностью отразить этот революционный подъем русские писатели не могли и в силу цензурного гнета, и в силу того, что весь смысл событий не был и не мог быть им ясен. Но стихийно, каждый по-своему, они уловили растущие, мятежные силы русского народа.