От китайцев можно ожидать чего угодно. К этому давно пора было бы привыкнуть. Однако известие о том, что в Поднебесной в краш-тестах вместо манекенов используются живые свиньи, повергло в шок автомобильную и неавтомобильную общественность.
Тоже мне новость, чтобы падать в обморок. Если копнуть историю, то китайцы не изобретали велосипед. В 1930 годах, когда начали проводиться первые испытания безопасности автомобилей, в них сажали тела людей, которые умерли своей смертью, чтобы затем оценить, как и что в них сломается от ударов о руль, приборную панель, лобовое стекло. Как вам морально-нравственный аспект таких деяний?
Естественно, нашлись негодующие, особенно среди верующих, что подтолкнуло исследователей перейти на использование животных – обезьян, собак и даже медведей. Поскольку многие из них погибали в краш-тестах, из всего перечня оставили только свиней как наиболее доступных из-за массовости и недорогих.
И так продолжалось вплоть до 1990-х годов во многих странах, являющихся центрами мирового автомобилестроения. Есть информация, что в США последняя свинья отдала жизнь во имя безопасности людей в 1993 году, хотя к этому времени уже были разработаны манекены. Но манекены недешевы, поэтому нередко их применение ограничивалось лишь испытаниями в соответствии со стандартами, которые были разработаны такими организациями как, например, NHTSA - Национальная ассоциация безопасности дорожного движения США. А для внутризаводских краш-тестов производители по-прежнему привлекали свиней.
Рано или поздно это должно было прекратиться. Животных любят все – и верующие и неверующие. Под их давлением от практики использования свиней-камикадзе отказались, но теперь, когда выяснилось, что в отдельно взятой стране этические нормы попираются, это вызвало волну возмущения.
Обратят ли на нее внимание в Китае? Или в стране, где запрещен Гугл и Фейсбук и где едят все, что шевелится, полагают, что их подход к делу рационален и экономически целесообразен? Манекены ведь на самом деле стоят бешеных бабок, а не факт, что после краш-теста им не понадобится ремонт. И есть критики, которые утверждают, что результат испытаний с использованием манекенов – не результат вовсе, а лишь прогноз. Чувствуете разницу между этими понятиями? А когда погибла свинья, сразу становится ясно, что человек, даже если после аварии останется жив, точно получит тяжелые увечья. И чем особенным отличается превращение свиней в кулинарное мясо на скотобойне от того же самого при краш-тесте? Кто запрещает съесть свинью, забитую при ударе автомобиля о препятствие? Оправдывает ли цель средства, если цель к тому же благородная для людского сообщества?