Найти тему
Предпринимай!

Конкурент пишет про меня неправду в интернете. Я могу с этим бороться?

Юрист отвечает на вопрос читателя Moscow.Business

Вопрос: конкурент пишет про меня ложную информацию в интернете. Я могу с этим бороться? Например, доказывать, что все это идет с IP конкурента? А обратиться в суд?
Марина

-2

Распространение ложной информации может казаться эффективным методом для борьбы с конкурентами. Однако это не значит, что он эффективный и законный одновременно. Распространение порочащих и/или не соответствующих действительности сведений — незаконно, и предприниматель должен бороться с недобросовестными конкурентами.

Порочащие и/или не соответствующие действительности сведения могут касаться как самого предпринимателя, например, сведения о его частной жизни, так и субъекта его деятельности. Последствия для конкурента, который распространил такую информацию, одинаковы в любом из случаев.

Закон предусматривает несколько видов ответственности за распространение ложной информации:

1) Гражданско-правовая по ст. 152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации». Согласно этой статье, предприниматель может опровергнуть информацию, требовать ее удаления и возмещения убытков и компенсацию морального вреда. Для этого нужно подать заявление в суд.

2) В исключительных случаях возможна уголовная ответственность по ст. 128.1. УК РФ «Клевета» за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство предпринимателя или подрывающих его репутацию. По этой статье возбуждается небольшой процент уголовных дел и еще меньше доходит до суда. Шансы привлечь конкурента к уголовной ответственности есть, если предприниматель — известный и влиятельный человек. Чтобы возбудить дело, нужно подать заявление в МВД РФ.

-3

3) Если сведения касаются субъекта предпринимательской деятельности, то возможна ответственность в рамках закона «О защите конкуренции» по ст. 14.1. «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации». Это возможно при распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки и/или нанести ущерб его деловой репутации. Тогда подавать заявление нужно в ФАС и привлечь к административной ответственности.

4) Административная ответственность по ст. 5.61. КоАП «Оскорбление», если ложная информация оскорбляет предпринимателя. Ответственность предполагает штраф на конкурента. Заявление пишется в прокуратуру.

Конкурента можно привлечь к нескольким видам ответственности, например, одновременно к гражданско-правовой ответственности, к административной по ст. 5.61. КоАП за оскорбление и к административной за нарушение статьи 14.1. закона «О защите конкуренции».

Что нужно сделать?

— Для начала пишем письмо конкуренту о том, что он нарушает ваши права и распространяет ложные сведения, напоминаем ему об ответственности и требуем удаления и/или опровержения.

— Если конкурент не удалил и не опроверг данные, то нужно выбрать виды ответственности и подать заявления.

—Также можно отправить претензию в СМИ/сайт/соцсеть, где опубликованы недостоверные сведения, с требованием их удаления или опровержения. Заблокировать сайт/страницу сайта через Роскомнадзор.

Проблемы в защите

Основная проблема — это определить лицо, которое нарушило закон. На практике, если человек хочет с помощью сведений повлиять на бизнес, то у него есть стратегия. Например, он предусмотрел свою анонимность.

В первую очередь, нужно попытаться удалить недостоверные сведения, обратившись к администраторам сайтов, социальных сетей, к редакторам СМИ. Шансы на удаление повысятся, если предоставить всем опровержение. Например, конкурент говорит в соцсетях, что у предпринимателя есть судимость. Предприниматель предоставляет справку о несудимости администраторам, и в большинстве случаев они удаляют информацию и блокируют аккаунт конкурента.

В целом для установления лица, распространяющего недостоверные сведения, предприниматели могут использовать любые законные методы, в том числе определять IP-адрес и имя администратора сайта. Чтобы суд принял доводы о личности, нужно предоставить информацию об источнике сведений, о распространителе. На практике крупные предприниматели даже обращаются в специализированные организации (например, к частным детективам).

Вы столкнулись с бизнес-проблемой, которая требует консультации юриста? Напишите нам в редакцию (клик по этой ссылке)! Ваш вопрос может стать основой для полезного материала на Moscow.Business.

Оригинал стать размещен здесь.