Найти тему
История.Интересно!

Во что верили наши предки? новые данные археологов!

То, что вы сейчас услышите может вас действительно сильно удивить! Хочу сразу предупредить речь пойдет не о всей стране, а о Центральной России, Поочье и Поволжье. Именно здесь полторы тысячи лет назад задолго до Киевской Руси существовало государство, которое сегодня ученые называют варварским королевством. Основал его воинственный народ, память о котором долгое время была стерта и только археологи заново открыли их цивилизацию. как они сами называли себя мы точно не знаем, а вот ученые их называют рязано-окцами. Вдоль течения Оки наибольшее количество их могильников. Это они создали первое государство на территории нашей страны, а вовсе не варяги. Это их многонациональное государство возможно и легло в основу нашей страны. Так во что верил этот загадочный народ? Правда ли, что многие наши суеверия пришли к нам от них? Как ученые расшифровывают смысл вот этой бляхи? Почему на рушниках изображали небесного коня Ундора? Неужели рязано-окцы почитали Тора?

художник - Павел Алёшин: https://vk.com/artke_erz
художник - Павел Алёшин: https://vk.com/artke_erz

Мать Богов

Один из ведущих специалистов по рязано-окской археологической культуре Александр Гаврилов в книге "Артания. Древняя история Среднего Поочья" пишет, что связь современных русских с Рязано-окцами очень велика. Эта связь, просматривается и в легендах, которые до сих пор хранятся на их бывших территориях и в суевериях. Все мы помним, что лучше не встречать женщину с пустым ведром, так вот археологи находят в их женских погребениях амулеты в виде маленьких, меньше наперстка, ведерок. Амулеты были наполнены воском и ароматическими веществами и издавали приятный аромат. Ношение в амулетах воска связано с почитанием великой богини, матери Богов, Ангепотяй, или как ее называли в рязанских духовных стихах Матушки Ангеи. Богиня жизни и смерти а также рождения после смерти! Великая пряха, ткущая нить судьбы человека. К сожалению, отголоски ее культа дошли до нас лишь по поздним мордовским преданиям. А Мордва наравне с мерей, и марийцами входила в зону влияния рязано-окцев. Ангепотяй - мать великого пчельника. В Мещере - том месте, которое было сердцем державы рязано-окцев сохранились легенды о том, что мир слепили- пчѐлы! Когда еще не было ни земли ни солнца, создала Матушка Божья пчѐл и небесный улей. Старики говорили: вот пчѐлки и начали трудиться и землю как соты строить, от них же народились потом всякие живности на свете, а пчѐлы те - всѐ одно, что ангелы. А когда первая сота лопнула, народился из неѐ Бог, а из мѐда, что вытек - солнце наше получилось. Так рассказывали этнографам в селе Санское Рязанской области. Как считают ученые, по сути, это дошедший до нас космогонический миф, бытовавший в 5-7 веке нашей эры среди носителей культуры Рязано-окских могильников. Главным женским украшением у них была круглая нагрудная бляха, с шестигранной крышечкой.

художник - Павел Алёшин: https://vk.com/artke_er
художник - Павел Алёшин: https://vk.com/artke_er

Вероятно, именно так представляли себе мир эти удивительные люди, чьи жрецы для колдовства одевали женскую одежду, а среди женщин было множество амазонок. Это был народ свирепых воинов, вооруженных подобно пчѐлам не только топорами, копьѐм и дротиком (так был вооружен каждый), но и прекрасными дамасскими мечами, о которых с восторгом пишут даже арабские путешественники.

художник - Павел Алёшин: https://vk.com/artke_erz
художник - Павел Алёшин: https://vk.com/artke_erz

Еще в прошлом веке старики говорили, что у Анге-потяй есть дочки: богиня Мастор или Масторава - матушка полей и лугов, Ведьава - матушка вод, Верьава - кровница-матушка, Вирька или Вирьава - матушка лесов, Азорьава - «за чадородием и любовью у людѐв следит…».

Ундер

В погребениях рязано-окцев археологи находят кожаные или металлические удила, так как, по поверьям, после смерти за душой умершего прилетал небесный конь - Ундор. И это еще одно божество этого народа. У них одни из самых искусных украшений конской сбруи в Восточной Европе. Культ коня прослеживается в многочисленных подковообразных подвесках. Священный конь Ундор имел столь великое почитание, что оно не ослабело и до сих пор. На праздники пекутся еще в русских селах особые обрядовые печенья в виде коней, летучих и двухголовых! Изображениями коня украшали избы и бытовые предметы, а также особые ритуальные рушники, использовавшиеся во время похорон. Небесный конь Ундор связывал мир живых и небеса. Как считают ученые, его почитание восходит к индо-иранским традициям. С глубокой древности сохранились в русских селах праздники, когда рядились конем и пели обрядовые песни. Рассказывали и много быличек о местах, в которых был зарыт золотой конь. Этнографы записали предания о том, как крылатые кони и вовсе спасли Мещёру! Старики рассказывали: «падал однажды на Землю огонь небесный великий, и тут вывел главный небесный конь, которого зовут Ундор свой табун ему навстречу! У кого крылья обгорели кто и вовсе убился или искалечился, но с тех пор в благодарность за чудесное спасение люди относятся с уважением ко всем лошадям, включая тех, которые ходят по земле, а не летают!»

Бог меча

Как считают ученные, особое место в религии рязано-окцев занимал меч. И здесь мы переходим к одному из самых неожиданных Богов наших предков.

Борис Ольшанский "Клятва Сварожича"
Борис Ольшанский "Клятва Сварожича"

Все дело в том, что в переводе на мордовский язык меч - это ТОР, ТЫР. Но ведь казалось бы, Тору поклонялись викинги! А вот и нет. Бог-громовник Тор знаком не только скандинавам, поклонялись Тору чуваши, у саами есть старик Тор, у эстонцев Тоору, а у остяков Торим. Как считали многие выдающиеся фольклористы к числу важнейших русских богов, основательно позабытых современными учеными, относится бог Тур, которому поклонялись и славяне и балты. специалисты по культуре рязано-окцев говорят, что бог Тор у них был тесно связан с войной и оружием. Похоже изображений Тора не было, а поклонялись ему на мече. С которым в поокских селах связано множество преданий. Например, в сказке о мальчике Торопышке, у которого был близнец-меч. Ходили и легенды о проклятом мече,который хоть и приносит победу в битве, но и владелец его до срока умирает. Владел им Добрыня Рязаныч Злат пояс, а после него обрел такой меч Евпатий Коловрат. Поклялся он страшной клятвой отомстить татарам и поднял в бой мертвых воинов, но и сам после смерти встал в их ряды. В местах в древности связанных с рязано-окцами множество топонимов, связанных с Тором - Торчи, Торта, Торха, Тырмалис, Шатор, у последнего расположен странный, закрученный лес, река Тырница - река Тора. Практически ничего не сохранили народные предания о божествах по имени Ас и Гилдес. Про последнего известно, только что плавает он на лодке в священных местах и встретить его к большой удаче. Вероятно почитали они и бога с именем Перт, с ним связана легенда о Синем камне и озеро Пертово. Почитаемые синие камни находились как бы на грани двух миров, между прошлым и настоящим, отделяя мир мифический от мира реального. Через него проходила дорога богов. В некоторую ночь на троичной неделе в окрестностях синего камня слышится пение, этакая мелодия без слов, как говорили старики это пела русалка. жители сел Дубровка и Тырново говорят о битве Небесного Бога на коне и чѐрта Перта, который нес камень, да прогневался на него светлый Бог, ударил по нему конь его подковой, камень тот и развалился. Часть его до последнего времени у села Тырново лежала. А на ней как отпечаток подковы. В старину считали, что если переночевать возле синего камня, то можно обрести колдовские способности. Традиционное колдовство в этих землях в старину считалось женским занятимем, то есть ведьмы и колдуньи были, а колдунов нет. Конечно, при определѐнных обстоятельствах и мужчины могли приколдовывать по мелочам, но настоящее колдовство доступно было лишь женщинам.

Христианство

Вы очень удивитесь, но похоже высокопрофессиональные воины Рязано-окцев, сражавшиеся во всех уголках света знали и христианство. Вот только не византийское, а готское. Дело в том что уже к 4 веку готы приняли христианство, была основана скифская или готская епархия. А рязано-окцы похоже входили в королевство готов. Во всяком случае знаменитый готский историк Иордан упоминает среди народов подчиненных императору Германариху народы Морденс и Меренс ин Мишарис. По одной из версий это мордва и меря в Мещере. После гибели державы Германариха они и образовывают свое независимое королевство. Находки готских предметов здесь нередки. И многие из них - с крестом!

экспозиция Шиловского музея, фото автора
экспозиция Шиловского музея, фото автора

Это и фибулы и гривны, и крестовидные подвески. Мало того, когда ученые занялись изучением мечей рязано-окцев рентген показал на одном из них какой то рисунок. При детальном рассмотрении это оказалось изображением Голгофы. Конечно, меч мог быть военным трофеем, а может и его владелец в чужих краях принял христианство, кто знает?

Еще в прошлом веке старики рассказывали, что жили на этих землях воины божьи, потомки богов, которые сошли в этот мир для целей, ведомых только Богам, которых здесь называли Старшими. Легендарный Тур Хейердал после долгих исследований пришел к выводу, что народ Одина - асы пришел в Скандинавию с Приазовья. А сам Один тогда был не Богом, а живым человеком, конунгом асов. Но сегодня ученые пришли к выводу, что наши рязано-окцы это те самые аорсы - согласитесь созвучно, с асами? Да и предки их вышли в том числе с Приазовья…

Материал создан совместо с Рязано-окским историческим сообществом!