Далеко не все иконы, когда-то одобряемые религией, дошли до наших дней. Редко-редко можно увидеть сейчас лики, признанные когда-то еретическими и уничтожавшиеся впоследствии. Именно так и произошло со смесоипостасной иконой Троицы.
В X веке в Европе впервые начались художественные изыскания иконописцев, пытавшихся осмыслить понятие триединства сущности в Троице. Бога Отца и Бога Сына человеческое воображение может нарисовать, ведь, согласно Библии, человек создан по подобию Бога, значит, внешне они похожи, но вот что делать со святым духом? Как изобразить его на иконе или духовной картине? Иконописцы прошлого не придумали ничего лучше, чем изображать Троицу в виде трех абсолютно одинаковых фигур с одинаковыми лицами.
Такая идея не прижилась и поиски образа продолжились.
Фантазия иконописцев того времени была весьма неплохой. Поскольку три ипостаси Господа надо было объединить в одну, Троицу стали писать как одну фигуру с тремя головами.
Но уж больно комичным получился образ, поэтому такие изображения тоже быстро ушли в прошлое. Их сменила триединая смесоипостасная икона. Канонические изображения представляли собой три соединенных лица с четырьмя глазами. Иногда такие иноны имели два глаза.
Одна из самых знаменитых триединых икон висела над вратами Благовещенского собора Тюмени.
Во многих других церквях жутковатые образы наводили страх на прихожан и пугали детей.
В 1628 папа Римский запретил трехликую Троицу в католических храмах. В России запрет на смесоипостасные иконы ввели в 1764 году Священным синодом Русской православной церкви, чтобы «в иконных изображениях все нелепые и странные непристойности пресечены были».
Большинство трехликих изображений было сожжено по распоряжению церкви или утрачено за давностью лет.