Найти тему
MEDIA&ТУРИЗМ

Challenge Tourism People \\ интервью с Ольгой Масленниковой

Ольга Масленникова, директор по развитию музея-макета «Петровская Акватория» поделилась с редакцией проекта "Media&Туризм" историей своего профессионального развития в индустрии туризма и взглядом на то, что поможет изменить Петербург в глазах туристов.

- Ольга, скажите, пожалуйста, как давно существует проект?

- «Петровская Акватория»? С 2014 года. Решение о создании проекта принято в конце 2012 года, начало изготовления макета - март 2013-го. Музей открылся для посетителей в 2014 году.

- А Вы в нём с самого начала?

- С самого начала. Кстати, вот уже почти 5 лет команда «Петровской Акватории» развивает проект практически в неизменном составе, под руководством генерального директора, Струка Алексея Николаевича.

- Какая у Вас роль в проекте? За что отвечает директор по развитию?

- Отдел развития, которым я руковожу, отвечает за привлечение посетителей: как индивидуальных, так и групповых.

- Как Вы пришли в проект?

- Я училась в Открытой Школе Бизнеса и там познакомилась с людьми, которые стояли у истоков этого проекта. Эта была финская бизнес-школа.

- Чем вы занимались до прихода в проект? Вы учились или, возможно, были какие – то другие проекты?

- У меня диплом социолога Государственного Университета, с отличием. Но получен он очень давно – в 1999 году. До «Петровской Акватории» работа была связана со спортом. Так сложилось, к счастью, что я всё время работала по своей специальности, а финская бизнес-школа - это образование, которое я получала для повышения квалификации.

- Во сколько лет вы решились на это?

- 36 - 37

- А почему решились?

- Мир стремительно меняется. Учиться надо постоянно, поэтому я учусь. И сейчас я тоже учусь! Это непрерывный процесс.

- Из личного любопытства: Вы говорили о том, что школа была финской. Она была в Финляндии?

- Нет, она - здесь, в Санкт-Петербурге. Это хорошее образование в области стратегического маркетинга, Европейский диплом по маркетингу, хотя у данного направления в России в целом достаточно сложная история.

-2

- Мы всё время пытаемся взять успешные практики у других?

- Да дело даже не в этом. Успешные практики – это правильно. Но, во-первых, их сложно сразу же применить на том поле, на котором ты работаешь. А, во-вторых, нужно понимать, что ты работаешь в определенных условиях и в другой стране. Есть всё-таки свои нюансы и, конечно, их надо учитывать. Так «в лоб» применять то, что тебе дает финская или какая-то другая школа в маркетинге не совсем правильно, потому что всё очень сильно отличается. Но тем не менее то, что дают иностранные школы – это система, способность оценивать ситуацию практически при минимальных цифрах, при минимальной информации. Это очень ценно, потому что у нас в основном много теоретических знаний, которыми тебя наполняют в институтах или на курсах повышения квалификации. Поэтому то, что здесь было важно – это уже готовые схемы. Ты должен их наложить, применить, посмотреть и перейти к выводам и действиям.

- Вы говорите, что есть особенности ведения бизнеса в нашей стране. Какие?

- Первое – это непредсказуемость, а второе – то, что многое завязано на каких-то личных отношениях. Иногда вопросы можно очень быстро решить, просто обратившись к знакомому человеку. Нам же часто приходилось выстраивать все отношения с нуля. Но как оказалось – это не так сложно, как многие думают.

- Как Вы думаете, сколько времени у Вас ушло, чтобы наладить полноценные отношения?

- Смотря с кем. Если речь идёт о GR, комитетах, то деятельность музея связана с работой трех основных комитетов: комитета по культуре, комитета по развитию туризма и комитета по образованию. К сожалению, во всех этих структурах специалисты быстро меняются, и поэтому практически каждый год необходимо выстраивать отношения заново. И в этом есть определенная сложность. Но тем не менее, многие вопросы –решаемы и уже решены.

- Как я понимаю, Вы обучались в бизнес-школе, и проект зародился именно там. Или я не прав? Какая «большая идея» у проекта?

- Начну, наверное, с первого вопроса. Нет, проект зародился не в школе. Здесь немного другая история. Был готовый бизнес и производственные мощности под реставрационные объекты. И сами люди, которые придумали проект «Петровская Акватория», в детстве увлекались макетами. И когда они, уже будучи взрослыми, организовали свой собственный бизнес (деревообрабатывающее производство), зародилась бизнес-идея - создать макет как объект посещения. Почему она вообще возникла? В Европе есть такой макет Вундерланд (Wunderland, нем. - Страна Чудес, прим. ред). Именно этот макет в Гамбурге и подтолкнул наших инвесторов к тому, что и в Санкт-Петербурге надо сделать что-то подобное. Конечно, это дело не быстрое и требует больших финансовых вложений. И пока шли поиски команды и инвестиций, появился проект «Гранд Макет Россия». Конечно, с одной стороны, мы сразу же вышли на конкурентный рынок, а, с другой стороны, было понятно, что идея эта хорошая и перспективная.

Поскольку основной бизнес у наших инвесторов - в сфере культуры, появилась идея создать что-то историческое. Что можно сделать в Петербурге исторического кроме самого Петербурга? Эта идея показалась жизнеспособной и даже жизненно необходимой, потому что увидеть Петербург таким, каким его задумал и создавал Пётр, мы уже, к сожалению, не можем. И, самое главное, то, что такого проекта до «Петровской Акватории» не было. Для того, чтобы его осуществить, пришлось большое количество времени затратить на изучение архивов, музейных источников, приглашать для консультаций специалистов-историков по разным направлениям: архитектура, история костюма, военное дело, морское судостроение и т.д. Художественный руководитель музея-макета «Петровская Акватория», обладатель двух государственных премий, Михайлов Григорий Владимирович, сам работал на реставрации некоторых объектов, расположенных на макете, например, в Эрмитаже и Меншиковском дворце. Отчасти поэтому и получился такой живой проект, который, как нам кажется, передаёт дух петровского времени. И для нас было очень важно показать, что, с одной стороны, город очень изменился, но, с другой стороны, многое удалось сохранить. Город пережил блокаду, страшные годы революции, да и само создание города тоже было нелегким. Наши предки сумели сохранить красоту Петербурга для нас, и наша задача - сохранить её для будущего поколения.

Почему проект называется «Петровская Акватория»? «Петровская» - это, конечно, дань Петру Великому, как основателю города морской Славы и морской столицы России. «Акватория»... Наша задача была показать ещё и уникальность технологий, которые у нас есть на макете: настоящая «живая» вода (20 тонн!), по которой ходят макеты кораблей петровской эпохи. И это результат работы по программированию нашей инженерной группы! Решения действительно уникальные. В «Гранд Макете» живой воды нет, а в «Вундерланде» вода есть, но я там была и видела специального человека за ширмой, которой управляет при помощи пульта движением моделей кораблей. В Гамбурге из этого делают шоу: есть экскурсия за кулисы макета, и это своего рода аттракцион. Но мы пошли другим путем и реализовали эту идею так, как она сейчас представлена.

-3

- Какие дальнейшие планы развития у проекта?

- Конечно, хотелось бы расширяться «вглубь и вширь». Сейчас мы завязаны на определенной территории, на определенном расположении. Но, безусловно, существует несколько решений, которые позволят нам, даже оставаясь в той же самой локации, сделать ещё один шаг и показать дополнительно те территории, которых у нас пока нет: Летний сад, Александро-Невскую лавру, Троицкую площадь и т.д. Как это можно сделать, не используя макеты? Можно сделать какие-то интерактивные инсталляции.

Какое ещё развитие возможно? Наши макетные мастерские же продолжают работать. Наш «конёк» – это историческая реконструкция. Вот в Музее Железных Дорог России есть две наши модели. Сейчас в Тобольске также есть наш макет в музее, показ которого входит в большой проект «Императорский маршрут» по всей России.

Кроме того, развивать можно не только саму локацию, но и расширять перечень услуг, которые мы предлагаем. Мы продолжаем работать с индивидуальными туристами. Здесь тоже есть свои возможности. Есть определенные запросы, например, иностранцы очень любят, когда им рассказывают про то, что сделали их соотечественники для Санкт-Петербурга.

Недавно мы представили новый маршрут – «Беринг в Петербурге». Им заинтересовались датчане (из Института Датской Культуры). Они были на его презентации, а потом приводили своих гостей. Одна туристическая компания заинтересовалась как раз самим продуктом.

Мы стараемся дифференцировать предлагаемые нами экскурсии для гостей из разных стран, что тоже имеет определенный эффект, поскольку так пока редко кто делает. Кроме, наверное, индивидуальных гидов. Финским туристам мы рассказываем про то, как жили финны в Петербурге, итальянцам – как жили итальянцы и т.д.

У нас совсем недавно появилось новое направление – профориентационное. Как показывает практика, оно стало очень популярным. Мы предлагаем специальный маршрут «Санкт-Петербург – морская столица России». Он рекомендуется школьникам с 6-го класса. Сначала дети погружаются в историю нашего великого морского прошлого в музее «Петровская Акватория», затем на автобусе едут в какое-либо учебное учреждение, которое занимается морским образованием: Морской Технический Колледж, либо Университет Морского и Речного Флота имени адмирала Макарова. Надо сказать, что эта программа пользуется популярностью не только у школьников Санкт-Петербурга, но и у тех, кто приезжает к нам совместно с туристическими компаниями.

Ещё одно направление: экскурсии «Всякий труд у нас в почёте» - это рассказ о целом спектре профессий, которые были раньше и о том, как тот или иной вид деятельности траснформировался сегодня. Мы активно работаем с вузами и простраиваем эту цепочку. Знание истории – это определенная мотивация к выбору профессии, потому что это великое прошлое нашей страны.

Мы были в «Артеке» и «Орлёнке» партнёрами в организации тематических смен Росморпорта. На материалах музея-макета я читала лекцию об истории флота. Лекция была интерактивная, показывались, конечно, фотографии, фильм. И, когда уже чуть больше часа прошло, я сама устала (смеётся) и предложила сделать перерыв. Было очень удивительно, конечно, и приятно, когда я услышала: «Нет, пожалуйста, продолжайте дальше, нам про историю никто и никогда так интересно не рассказывал.»

И это, безусловно, заслуга в том числе тех исторических материалов, которые есть на макете, потому что нам есть, что представить. Ты всегда говоришь о том, что было в прошлом и сравниваешь с тем, что есть сейчас. И перекидывая такой мостик, всё становится понятно, чётко, логично. Даже взрослому порой очень сложно, чувствуя себя неким лилипутом среди огромных зданий в городе, в котором мы живём. Как вообще понять, что к чему? А на макете ты смотришь на всё с «высоты птичьего полёта», и восприятие становится совершенно другим.

- Ольга, а какие у вас планы лично на свою дальнейшую карьеру и развитие? Есть ли что-то?

- Да, есть. Ведь сейчас так складываются обстоятельства, что и сам проект «Петровская Акватория» поворачивается больше в сторону образования. В начале апреля я защищала проект «Петровской Акватории» на Международном Московском образовательном салоне. Это был всероссийский конкурс методических кейсов художественной направленности. В полном смысле слова музей-макет не является образовательной организацией. У нас нет лицензии на образовательную деятельность, но тем не менее мы выступаем в качестве сетевых партнёров в образовательных проектах. И вот тот проект, который я защищала, - это создание макета-экспоната 163 школы для музея школы. 163 школа Центрального района – это бывшее здание Мариинского института, которое спроектировал Штакеншнейдер. С 1837 года там существует образовательное учреждение. В честь двухсот двадцатилетнего юбилея школы учащиеся решили сделать большой макет исторического здания и обратились к нам с просьбой помочь им в этом деле. Так родился творческий союз: музей-макет «Петровская Акватория», 163 школа и Центр Детского Технического Творчества на 6-й Советской улице, на базе которого создавали макет школы.

В течение полутора лет длился этот проект. Ребята полностью прошли весь путь от возникновения «большой идеи» до ее воплощения в жизнь: фактически создали маленькую модель самой «Петровской Акватории» и узнали, как создаются музейные экспонаты. Перед стартом проекта был проведен конкурс на выявление самых-самых заинтересованных детей для создания макета. Это было в мае 2016 года, а в сентябре они начали трудиться над самим макетом, чтобы успеть к юбилею школы в 2017 году. Для участников проекта были организованы экскурсии в «Петровскую Акваторию», чтобы они увидели, каким может быть макет в музее, мы показали им инженерные мастерские, где ребята смогли сами попробовать, как всё делается.

И впервые, наверное, частный бизнес принимал участие в создании вот такого макета-экспоната, фактически реконструкции здания школы была выполнена учащимися с использованием технологий частного бизнеса.

- А интерес у бизнеса был какой?

- Для того, чтобы создавать новые программы для школьников, нужно понимать, чем они «дышат».

У нас расширилась линейка мастер-классов. Конечно, у нас и до этого был мастер-класс по макетированию, но мы его дополнили, улучшили. Такого в образовании никогда не было, поэтому мы получили на том конкурсе гран-при. И вот я сейчас понимаю, что образовательные технологии – это то, что хотелось бы расширить лично мне, потому что у меня есть опыт маркетинга, бизнеса, а эта сфера - она близка, она понятна, но, тем не менее, я никогда этим профессионально не занималась. И мне было бы очень интересно развиваться именно в образовании.

-4

- Сейчас очень часто используют название «музей»: «Музей шоколада», «Музей эмоций». Как Вы относитесь к этому?

- Есть разные способы ведения бизнеса. Скорее всего, объекты используют такие названия, потому что это придаёт им определенный статус. У человека есть свои стереотипы: «Я знаю, что я пойду в музей и я знаю, зачем я туда пойду – просветиться». Я думаю, что это просто элемент вовлечения.

К сожалению, сейчас люди обладают клиповым мышлением, человек совершенно не рассуждает, потому что ему некогда.

Тот культурный код, который заложен у каждого горожанина, у каждого жителя Петербурга, мы должны передавать из поколения в поколение. И, конечно, когда происходит размытие понятий даже на таком уровне – это не совсем правильно.

Может быть, поэтому отчасти мне и хочется участвовать в образовательных проектах, потому что там есть определенная система и методика: а как это можно сделать? Но для этого в первую очередь нужно понимать интересы детей, поэтому у нас так много партнерских проектов, участие в которых совершенно не характерно для частных музеев. Мы, наверное, единственный музей в стране, который, как частный, настолько глубоко включается в образовательный процесс.

- Кого важнее воспитывать взрослых или детей?

- Детей.

- У вас есть дети?

- Да.

- Сколько им лет, если не секрет?

- 24 (смеётся)

- Со скольки лет стоит водить ребенка в музеи? И стоит ли?

- Конечно, стоит. И, как мне кажется, как только можно с ним ходить куда-то, даже если он - грудничок. Мы, например, с удовольствием пускаем с колясками. Делаем мы это специально, потому что всё равно на эмоциональном, подсознательном уровне, ребенок впитывает эту информацию. Очень важно, чтобы мама не выпадала вообще из жизни. Поэтому у нас есть специальные семейные билеты. Наша семейная аудитория за последний год очень увеличилась. Это тенденция времени, потому что подросло то самое поколение родителей, которое много времени уделяет ребёнку. Сейчас увеличилось количество многодетных семей, и родители заботятся о том, чтобы поддерживать определенный культурный уровень.

Кстати, одна из студенток после посещение музея предложила организовать программу для беременных женщин. Эмоциональное состояние беременной женщины, безусловно, может быть сбалансировано благодаря посещению таких культурных мест, как «Петровская Акватория». У нас настоящая вода, смена дня и ночи, и ты пребываешь в совершенно каком-то умиротворенном состоянии. Из мира, где все куда-то спешат, все куда-то бегут, где ты решаешь бесконечные проблемы, ты приходишь сюда и смотришь на сказку. Очень многие говорят, что здесь присутствует спокойствие, которого, возможно, кому-то не хватает в обычной жизни. Почему? Понятно, что в Петербурге 18 века нет такой динамики, как в Петербурге 21 века. А еще здесь чувствуется невероятная атмосфера любви к городу, к самому макету, который создавали наши с Вами современники.

-5

- Ваша работа – это Вы?

- Отчасти, да. Я, наверное, просто так устроена. Здесь так устроено много людей, и именно поэтому здесь, в «Петровской Акватории», чувствуется душа. К счастью, поскольку проект находится на стыке культуры, образования и туризма, здесь всегда есть место для отдыха, даже если кажется, что это работа.

- Как Вы думаете, что изменится в городе за ближайшие 3 года?

- Поскольку будет построен (а, вернее, уже построен) Лахта Центр, и он будет очень активно сейчас развиваться, то я думаю, что туристические потоки и потоки горожан будут частично перенаправлены туда. И какие-то изменения, связанные с этим массовым движением, будут. У Москвы ведь сейчас получается соблюдать тот самый баланс между инновациями и сохранением исторических ценностей. Очень хочется, чтобы и у нас возникали новые какие-то большие проекты по типу Зарядья. Арт-Парк, например, который будет вместо судейского квартала.

- Какие городские проекты, созданные за последнее время, вам запомнились?

- Фестиваль ледоколов. Шестой раз он проводится. Это хороший городской проект. Фестиваль Света, Военно-Морской Парад ко Дню ВМФ.

- Что нужно добавить Петербургу, чтобы он стал привлекательнее с точки зрения туриста? Как Вам кажется?

- Инфраструктуру, конечно. Совсем недавно я была в Амстердаме. Аэропорт Амстердама – годовой пассажиропоток около 60 миллионов в течение года. Сколько принимает Пулково? В 3 раза меньше. (Официальная статистика утверждает, что в 2018 аэропорт Пулково обслужил рекордные 18,1 млн. туристов. Прим.ред.)

В прошлом году мы ездили на выставку в Латвию. И там были наши бывшие соотечественники, которые очень стремятся попасть в Россию, но их останавливает виза, которую необходимо делать. Это очень тормозит увеличение туристического потока. Конечно, например, для китайцев есть определенные послабления в этом отношении, но в Европе мы пока имеем то, что имеем, кроме 72-часового безвизового режима для тех, кто прибывает на пароме.

Я говорю: «Вы из Риги? Просто приезжайте в Таллин, садитесь на паром - и в Россию!» Мне отвечают: «Да Вы что, с ума сошли? Это же такие расстояния!».

Конечно, динамика изменения Москвы, как туристской дестинации, в разы выше, чем у Санкт-Петербурга. Мы сейчас отстаём от Москвы. С одной стороны, есть вопросы, касающиеся нашей российской действительности, а, с другой стороны, есть особенные вопросы Петербурга. Предположим, нужно на новый год привлечь сюда посетителей и туристов. Что Москва делает? В Москве под Новый год открывается много объектов, например, тех же катков, новогодних базаров, которые с удовольствием посещаются и жителями нашей страны, и москвичами, и жителями других стран. Сколько подобных объектов под новый год открылось в Санкт-Петербурге? Дело даже не в катках, а просто вот в таких местах, куда приятно прийти, провести время. Они должны быть современные, они должны привлекать внимание. У нас можно вспомнить только ярмарку у ТЮЗа. Но я, как турист, который приехал в Санкт-Петербург, либо о ней не знаю, либо она настолько далеко, что я туда просто не поеду. И, конечно, ярмарка одна меня в Санкт-Петербург не приведёт.

- А с точки зрения горожанина, что может сделать Петербург лучше?

- Создание новых мест для отдыха

- Я замечаю за русскими туристами, что им очень важно в 5 лет сводить ребёнка в Эрмитаж. Почему так?

- Есть ли статистика, сколько раз россиянин бывает в Петербурге за свою жизнь? Я могу предположить, что, наверное, раз-два. Санкт-Петербург - это не Москва, куда приезжают по разным делам, а большой туристический город для познавательного отдыха. Вот представьте, что Вы один или два раза можете побывать здесь за всю свою жизнь. Задача попасть в Эрмитаж – это просто must have, must do, must see.

Петербург – культурная столица России. Она была ей, есть и будет оставаться ею независимо от того, какие культурные объекты будут достроены в Москве. Ты должен сюда приехать и прикоснуться к прекрасному. Это то, что, как считается, недоступно в регионах, хотя на самом деле сегодня в каждом уголке России можно найти что-то настоящее, удивительное, достойное восхищения и вдохновения.

Авторы: Антон Скорич и Светлана Семунина