Найти тему
Роман Апрелев

«Ленин» всегда с тобой - ледокол-легенда

3 декабря 1959 года в СССР приняли в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол. Разумеется, корабль получил имя «Ленин». Тридцать лет он прослужил в арктических водах, за этот срок проведя сквозь льды более 3700 судов. Он набороздил северные моря так, что хватило бы на 30 кругосветок по экватору.

Владимир Кондратьев. Фото из архива музея-ледокола "Ленин"
Владимир Кондратьев. Фото из архива музея-ледокола "Ленин"

В 1989 году «Ленин» вышел на пенсию. Атомные реакторы законсервировали, гребные винты сняли. К счастью, корабль не отправили на переплавку – отстояла общественность. Через 20 лет атомоход встал на стоянку в мурманском порту в качестве плавучего музея. Сегодня любой желающий может подняться на борт уникального судна.

-3

- По сути дела «ледокол» не совсем удачное название. Многие думают, что судно носом разрезает льдины, как ножом. В действительности же его корпус округлый. Судно наезжает на лед и проламывает его своей массой. То есть это такой «ледодав», - поясняет мурманский историк Владимир Блинов, 27 лет отдавший службе на атомном флоте, а ныне проводящий экскурсии по «Ленину».

-4

Крутые лестницы, блестящие деревянные панели обшивки, приборы управления – оказавшись внутри, пытаешься не пропустить ни одной детали. Кто здесь только ни бывал: от Гагарина до Пахмутовой. Кстати, до сих пор можно увидеть рояль, за которым сидела композитор – полярникам у Александры Николаевны посвящена не одна мелодия: «Северная песня», «Севернее всех», «Песня северного сияния». А всесоюзный шлягер «Усталая подлодка» впервые прозвучал в этой кают-компании.

Читайте также: 10 лучших песен Пахмутовой

-5

Всходили на борт «Ленина» и руководители иностранных государств. Например, король Норвегии Харальд V и глава Кубы Фидель Кастро. Так, как его, пожалуй, в Мурманске не приветствовали никого.

-6

- Это был его первый визит в ранге лидера кубинской революции в 1963 году. Он проходил в очень нервозной обстановке из-за Карибского кризиса. Европа закрыла все свое воздушное пространство. И ему пришлось добираться в Москву через Мурманск, - говорит Владимир Блинов. – 12 тысяч мурманчан вышли на улицы города, чтобы встретиться с пламенным революционером. Он, конечно, произнес пламенную речь, в финале которой обратился к Анастасу Микояну и устроил ему разнос: «Что вы творите? Я обычный человек, а вы весь город парализовали: движение остановлено, все пути перекрыты! Ради чего? Ну приехал я и приехал».

-7

Вы можете пройтись по внутренним помещениям, потрогать перила, которых касались руки многих людей, вошедших в отечественную историю. Но на приколе не испытать главного, что отличает ледокол от другого морского транспорта. Для постоянного нахождения во льдах его округлая форма – идеальный вариант: корпус не раздавит даже самое сильное сжатие. Но зато на открытой воде судно подвержено качке, как никакое другое.

-8

На полу кают-кампании и сегодня можно увидеть небольшие металлические петли, за которые крепилась мебель. А каждое кресло было оснащено талрепом специальным удерживающим устройством.

Фото из архива музея-ледокола
Фото из архива музея-ледокола

Ну а если надвигался шторм, поварихи сдергивали скатерти и окунали их в воду. А затем заново сервировали стол. С мокрой ткани тарелка с борщом не спрыгнет на брюки офицера. Кормили здесь, кстати, всегда хорошо. В самой вкусной рыбе не было недостатка. Экскурсоводы для примера вспоминают эпизод из «Белого солнца пустыни», когда Верещагин с отвращением смотрит на полную тарелку с икрой.

Владимир Кондратьев. Фото из архива музея-ледокола
Владимир Кондратьев. Фото из архива музея-ледокола

Никаких особых льгот полярники с атомохода не имели. Только механики из машинного отделения, где стоял сильный шум, могли раз в год съездить в санаторий. Сегодня и электричество, и вода подаются с берега. Из собственных систем ледокола функционирует только вентиляция.

-11

«Ленин» имеет очень большой запас хода: запас топлива позволяет ему находиться в автономном плавании до пяти лет. С помощью атомной энергии образуется пар: распад ядер урана сопровождается выделением большого количества энергии. Вода нагревается до 300 градусов, но благодаря высокому давлению она сохраняет свое жидкое состояние. И в пар превращается так называемая вода второго контура, нагреваемая первой. А уже работа пара, вращающего турбины со скоростью от трех до шести оборотов в минуту, дает электричество.

Владимир Кондратьев. Фото из архива музея-ледокола
Владимир Кондратьев. Фото из архива музея-ледокола

Размер двигателей сопоставим с двухэтажным домом. В 1959 году, когда «Ленин» вышел на свое северное дежурство, он был самым мощным судном в мире, превосходя по этому показателю лучший американский ледокол в два раза.

Владимир Кондратьев. Фото из архива музея-ледокола
Владимир Кондратьев. Фото из архива музея-ледокола

- Урановое топливо производят в Электростали. И его можно использовать и второй, и третий-четвертый раз. Технологии повторного обогащения уже есть, но пока это дорого. Все использованное топливо бережно хранят – это не отходы, а наш стратегический ресурс. Россия в этом направлении лидер, - рассказывает Блинов. – Сегодня строятся три атомных ледокола четвертого поколения. Мощность каждого будет 90 тысяч лошадиных сил – два «Ленина» в одном корпусе. И уже проектируется ледокол пятого поколения с ожидаемой мощностью 150 тысяч «лошадей». Я глубоко убежден, что Север будет определять будущее всей планеты. Это последняя природная кладовая Земли. Всего один пример: запаса газа на Ямале по прогнозам хватит на триста лет. 237 месторождений открыто на одном маленьком полуострове, он просто пропитан нефтью и газом!

-14

Кстати

На ноябрь 1970 года выпала первая продленная арктическая навигация. «Ленин» провел среди льдов дизель-электроход «Гижига» от Мурманска до Дудинки и обратно. Постепенно полярники увеличивали срок навигации, забираясь все дальше в зиму. И в 1978 году советские моряки добились круглогодичной возможности хождения по Северному Ледовитому океану. В этом «Ленину» помогали новые ледоколы «Сибирь» и «Арктика». Вклад первого атомохода в освоение полярных рубежей был настолько велик, что в 1974 году ледокол представили к «именной» награде: ордену Ленина.
-15