Найти тему
ACID

Ностальгия по Top Gear

Не могу не поделиться любовью к еще одному культурному явлению, но на сей раз не из мира музыки или игр, а из телевидения. Речь пойдет об английской передаче Тop gear- пожалуй, самом популярном шоу, посвященном автомобилям. И во многом это повествование будет связано с фигурой главного ведущего - Джереми Кларксона.

Топ гир впервые появился на экранах Великобритании еще в 1977 году и долгое время это была обычная передача, обозревающая все, что связано с автомобилями. У программы было несколько ведущих, каждый из которых готовил свой сюжет. Несколько таких сюжетов соединялись в небольшой выпуск.

В конце 80-х одним из ведущих стал Джереми Кларксон и своей живой манерой привнес некоторый импульс в скучное шоу. Годы шли, но рейтинги Топ гир все равно оставались на невысоком уровне. В конце концов, в начале нулевых передачу закрыли.

В 2001 году Кларксон вместе со своим другом продюсером Энди Уилменом разработал концепцию нового шоу об автомобилях. По задумке это должно было быть не просто пресное автообозрение, а интересный современный медиа-продукт, наполненный не только рассказами о машинах, но и их испытаниями, различными челленджами, приправленными юмором. Кроме того, предполагалось приглашение звезд на интервью.Продюсеры ВВС поначалу сомневались в успехе затеи, но дали-таки проекту зеленый свет. И вскоре британцы увидели обновленную передачу, аналогов которой до того не было. От старого Топ гир осталось собственно название и музыкальная тема. Наполнение же кардинально поменялось. Теперь у передачи была своя студия, где в окружении публики восседало трио ведущих - к Кларксону добавились Ричард Хаммонд и Джейсон Доу. Ведущие в стебной форме обсуждали новости из автомобильного мира, рассказывали о новинках и, естественно, тестировали их. Для таких целей у передачи появилась собственная гоночная трасса и испытатель. Поскольку в Британии не удалось найти харизматичного гонщика, Кларксон и Уилмен решили придумать образ пилота-анонима, молчаливого и не снимающего шлем. Так появился легендарный Стиг. Помимо этого в шоу приглашались различные британские звезды, у которых Кларксон брал интервью. Вместе они смотрели заезд звезды на бюджетном автомобиле, шуточно комментируя. Из результатов заездов формировался рейтинг.

-2

Свежее дыхание Топ гир впечатлило зрителей, и аудитория стала верно увеличиваться, не зная никаких преград.

После первого сезона в шоу произошло важное изменение. Доу, по уровню харизмы не дотягивавший до своих коллег, уступил место Джеймсу Мэю, до того успевшему недолго поработать еще в старом Топ гир. Так оформилась знаменитая троица, определившая популярность передачи. И как грамотно распределились роли! Кларксон отыгрывал роль этакого "своего парня", способного отпустить какую-нибудь скабрезность, с ним был молодой и дерзкий Хаммонд, а также медлительный ретроград Мэй.После этого шоу продолжило насыщаться красками, побивая всевозможные рекорды по рейтингам. Ведущие помимо обзоров и интервью участвовали в состязаниях (вроде гонки в формате поезд-мотоцикл-машина), строили различные чуда техники, вроде снегоуборочных машин, трейлеров или поездов с автомобилем в качестве локомотива. Также коварные продюсеры забрасывали ведущих в разные точки мира, где те, имея на руках очень ограниченный бюджет, должны были придумать, как преодолеть огромные расстояния. Так родились специальные выпуски Топ гир. В их рамках Джереми, Ричард и Джеймс побывали в разных уголках планеты - Боливии, Ботсване, США, Австралии, Румынии, Вьетнаме, а также России и Украине. Расширение тем в шоу позволило значительно увеличить аудиторию, и Высшая передача полюбилась не только автолюбителям, но и весьма далеким от машин зрителям.Кроме того, в эфире часто звучали резкие высказывания, что тоже вызывало немалый шум. И звучали они чаще всего из уст Джеззы. Кларксон нещадно проходился по разным нациям, социальным группам, а также политикам левого толка. Все этого вызывало в ответ негативный шквал, но при этом еще больше играло в пользу высоких рейтингов Топ гир.

И внезапно в 2015 году грянул гром - Кларксона уволили из-за конфликта на съемочной площадке. Хотя, скорее всего, этот конфликт - лишь повод, а реальная причина - это набившая оскомину политкоррекность, набравшая ход в последнее время и в рамки которой Джереми никак не хотел вписываться. Далее Мэй, Хаммонд и Уилмен отказались работать без своего друга и тоже покинули шоу. Так ВВС одним махом порушили собственные рейтинги в угоду толерантности.

В 2016 году Топ гир перезапустили с новыми ведущими (одним из них стал известный актер Мэтт Леблан), но эффект, понятное дело, был уже не тот. Просто представьте, что вы долгое время общались с какими-либо людьми, они стали вам близкими, почти родственниками, и тут, по независящим от вас причинам вас лишают общения с ними. Примерно то же самое произошло и в данном случае. Впрочем, старую гвардию Топ Гир приютил Джефф Безос, купив новое шоу Кларксона и Уилмена - The Grand Tour. И хотя старички еще в форме, все равно есть какое-то ощущение, что их лучшие годы остались там, в Топ гир.

-3

Теперь о моих впечатлениях. Лично я узнал о передаче давно, еще в нулевых (до этого я играл на Сеге в гонки с аналогичным названием), но подсел на нее только тогда, когда ее купила и очень удачно озвучила ВГТРК. В 2010-2011 годах я довольно часто смотрел Топ гир на России-2. (А сейчас и того Топ гир нет, и России-2 нет, вот время идет...). И лично мне после увиденного уже не хотелось смотреть юмористические шоу вроде Камеди клаб, хоть и говорят, что английский юмор весьма специфичен. Особенно мне понравился спецвыпуск во Вьетнаме, где троица передвигалась на мотоциклах, а затем и вовсе превратила их в лодки. По уровню юмора тогда для меня это было что-то недосягамое. Да и сейчас я могу с удовольствием пересматривать это шоу, что уж там.

Пишите, что думаете об этой передаче. Обязательно обсудим в комментариях.