Я ждал этот альбом - один из немногих, которые вышли в далёком 2016-м году. И потому вместе с радостью выхода тогдашней новой пластинки в душе поселилась тревога: а что вообще будет? Казалось, уже было все, и двойной "Резонанс" это доказал. И все же, расти было куда.
Этот альбом не шедевр, каким его хотелось бы видеть. Однако он и не разрушил ожидания.
Это вполне крепкая работа, не лишенная индивидуальности, ибо я вообще не могу сравнить с каким-либо из существующих альбомов этой группы.
Некоторые песни, такие как "Земля уходит из-под ног" или "День за днем" пришли будто с "Гранатового альбома". Но складывается ощущение, что Васильев открещивается от своих старых работ, все дальше уходя от того самого "Сплина".
Альбом мрачный - тема смерти, проходящая через многие песни, ставит в неуютное положение.
Альбом "осенний". Это та пластинка, которую нужно слушать вечером, идя под зонтом, шурша золотою листвою под ногами. Альбом удручающий. "Окраины" рисуют типичного жителя России. И печально именно то, что это является правдой.
Что точно на альбоме хорошо, так это атмосфера и звучание.
Со своеобразного пролога "Медный грош" и до конца альбом старается не отпускать, гармонично сочетая песни. Записан он действительно здорово: приятное звучание, некие эксперименты ("Реквием" к примеру) и... взятый семпл из песни "Break on through" The Doors для песни "Череп и кости". Вроде и классно, а вроде и... классно. Серьезно.
В то же время, на "Ключе к шифру" есть много проблем.
- 15 треков явно вредит альбому. Не думаю, что многие прослушали альбом за один заход - даже мне было это трудно сделать.
- Наличие проходных и весьма спорных песен тоже не радует.
- Постоянно повторяющиеся строки вызывают скуку, как и растягивание одной-двух на куплет.
Основная проблема группы идет с самых истоков - много песен, в которых либо хороший текст, но никакущая музыка ("Тревога" вполне подойдет для примера) , либо прекрасный инструментал, но слова ни о чем (те же "Пирамиды") Здесь имеются как и первые, так и последние. "Она так прекрасна" и "Джа играет джаз" будто навеяны самим товарищем Гребенщиковым. "Кит" (одна из лучших песен альбома) удивляет потрясающей атмосферой и слайд-гитарой, которую точно не ожидаешь услышать у "Сплинов".
В общем, альбом на пару раз. Многие песни, я уверен, при втором прослушивании будут пропущены.