Один мастер каратэ много и долго выкладывал (выкладывает и, вероятно, будет выкладывать) свои видео, на которых он делал разбор разных ката каратэ шотокан.
В общем-то нормальные разборы, которые вне всяких сомнений могли бы принести пользу новичкам.
Но в какой-то момент, молчаливое согласие аудитории по большинству очевидных вопросов, которые и не нуждаются в комментариях, т.к. понятны и 9 кю, было, вероятно, расценено, как признание некой особенной компетенции.
И мастер посчитал, что ему одному на всём просторе социальных сетей открылось истинное знание и пришло (опять же ему одному) исключительное понимание, дающее право трактовать и интерпретировать ката единственно правильными способами на том основании, что "я просто понимаю ката, и всё тут"...
Ну, вот типа дано ему (свыше) умение понимать ката.
"Мания величия" усугублялась из поста в пост.
Вскоре ответы на все комментарии приобрели менторский тон, в котором он стал отвечать даже тем мастерам, которые не ниже его рангом в мастерстве, являются чемпионами, успешными сенсеями и имеющими стаж занятий даже поболе, чем у него.
Кончилось это тем, что я решил таки сделать ему замечание на этот счёт.
Скажу сразу, оно не возымело своего действия. Что, впрочем, вовсе не удивительно, т.к. "мания величия" не даёт возможности адекватно оценивать себя со стороны.
Закончилось тем, что я решил немного потроллить его и предложил сделать разбор ката нидзюшихо от Х. Канадзавы, чьё исполнение этот мастер считает практически эталонным.
Тут важно отметить, что этот мастер утверждал, что всё в ката подчиняется математической логике, а потому, иначе, чем там всё есть, и быть не может.
----------
Кстати сказать, если уж говорить о традиции, то традиционного каратэ без макивары быть не может в принципе.
Так что если кто начинает топить за традицию, но не пользует макивару, то можно такого "специалиста" вообще в рассчёт не принимать ;-)
Лучшие макивары с регулировкой силы сопротивления МБШ и Камертон Шилова вы можете приобрести на сайте www.makiwara.ru
Любые вопросы и консультации: WhatsApp, Viber +79065142414
Магазин "Макивара.ру"
Фирменные макивары Камертон и МБШ и все аксессуары к ним
от разработчика и производителя
http://budoshin.e-autopay.com/shop/index.php
----------
Если это так, то "дьявол в мелочах".
А потому я и решил зацепиться именно за мелочи.
Тем более, что их легко оценивать и подтверждать объективно (стоп-кадрами на видео), в отличие от динамики, впечатления от органичности, слитности, силы и пр., о чём можно разводить демагогию бесконечно и бездоказательно.
Я был уверен, что после моего разбора именно в это русло будут переведены стрелки из-за "невозможности" признать правоту оппонента.
Мне было предложено для разбора следующее видео
Ну, погнали…
Рекомендую следить за указанным мною таймингом и просто ставить на паузу в этих чекпоинтах.
Начнём с того, что эталонное исполнение выбрано крайне неудачно с той точки зрения, что приёмы ката делаются не в полную силу и не в полную скорость. То же касается и передвижений (в некоторых местах).
Но это только сильнее подчёркивает «особенности» исполнения.
00:19 начальная позиция, судя по положению стоп, хайчиджи дачи.
В этой стойке пятки находятся не шире ширины плеч (это самый широкий вариант, но обычно уже).
У Канадзавы это раскоряка настолько широкая, что если присесть пониже, то можно попасть практически в шико дачи.
Если кто-то скажет, что это шизентай, то и в этом случае это широкая раскоряка никак, не соответствующая ЕСТЕСТВЕННОЙ позиции (шизентай).
00:27 В этом ракурсе кокутсу дачи можно видеть излишне повёрнутую внутрь переднюю стопу (я тоже иной раз грешу этим, но я на эталон не претендую).
Направление стопы в каратэ шотокан определяется по направлению внешнего ребра стопы или по направлению среднего пальца стопы, - что одно и тоже.
Т.е. если средний палец стопы направлен вперёд, то и стопа направлена вперёд (и внешнее ребро стопы лежит в линии, параллельной этому направлению.
Стопы по отношению друг к другу стоят не «г» -образно (как в реноджи) дачи, как должно быть в кокутсу дачи, а «т» образно, как в тэйджи дачи.
К разбору кокутсу от Канадзавы мы ещё вернёмся, т.к. там много чего «с особенностями».
00:29 рассогласование окончания удара (конечной фазы разгибания руки) и подстановки передней ноги, это должно происходить одномоментно, причём задняя нога до окончания удара не должна повисать в воздухе.
И это при том, что ката делается нарочито показно и медленно с целью демонстрации.
00:33 в какую стойку попадает Канадзава после разворота, сказать сложно. Судя по положению стоп – это санчин дачи, но её ширина… это приглашение.
00:36 колено передней ноги в зенкуцу дачи завалено наружу, что является грубейшей ошибкой для зенкуцу в шотокане.
Причём чем дальше раздвигаются руки в моротэ уке, тем сильнее валится колено вправо.
00:38 аге уке выполняется в фудо дачи, что допустимо в Фудокане, но в классике Шотокана тут должно быть зенкуцу ханми.
00:39 вот тут в плане колена передней ноги не знаю – ракурс не очень для этого, но зато видно, что стопа не развернулась из фудо дачи в зенкуцу и излишне завёрнута вовнутрь.
Прогиб в пояснице и оттопыривание задницы сделало бы честь даже Хигаонне.
В шотокан это недопустимо и считается грубейшей ошибкой, т.к. указывает на полную несогласованность бёдер и плеч.
Что мы и видим, т.к. при гиаку аге эмпи бёдра должны довернуться в положение из ханми в шомен (как при любом ударе рукой в гиаку варианте в зенкуцу дачи), но этого доворота нет – бёдра так и остались в ханми.
Да и не могут они довернуться при такой чудовищной длине стойки, которая явно превышает классические 2 ширины плеч.
00:41 мастер промахнулся и зашагнул больше положенного правой ногой назад (на камеру).
В результате пятки не попали в одну линию.
Небольшой грех, но для демонстрации эталонной ката, да ещё и медленно, это не айс.
00:43 вот тут можно поспорить, т.к. есть разночтения в бункай (в зависимости от того, что было сделано рукой – захват или блок, и какова дистанция до противника), нужно ли смещаться на опорную ногу или оставлять центр тяжести между двух ног и выполнять йоко прямо «с места».
Так что, тут без комментариев.
Но при постановке ноги после удара правая стопа снова «отлетает» назад на камеру.
И снова в киба дачи стопы не в линию.
Понятно, что это ошибка системная (заученная).
Как, впрочем, и оттопыренная задница, которую мы видели в зенкуцу дачи, сейчас видим в киба дачи, и ещё увидим в кокуцу дачи попозже.
00:48 поймайте положение стопы в конечной точке йоко гери – вы будете удивлены, но на стоп кадре будет маваши куби кекоми.
Кстати, тоже самое и на 00:43
00:49 в гиаку тски в киба дачи завалено внутрь правое колено (в сравнении с левым).
Если кто этого не видит, то сравните с его же киба дачи на 00:47
00:50 здесь должна быть некоаши дачи, но её здесь нет даже мельком, как не замедляй и не разводи по кадрам.
И это при нарочито демонстрационном исполнении.
00:52 здесь регламентирован небольшой наклон корпуса вперёд.
Более того, он даже допускается до положения, в котором выполняется классический яма тски.
Но это можно опустить. Не такая большая беда, хотя если делать бункай, то иначе не получится.
00:55 на развороте потеря баланса – корпус завалился вправо. Но устоял…
00:56 … для это пришлось, не выдерживая паузу сразу вставать в хейсоку дачи, но из-за нарушения равновесия она не получилась – пальцы ног сошлись, а пятки расставлены в стороны.
1:00 настало время взглянуть на кокуцу ещё раз.
Колено задней ноги смотри туда же куда и стопа задней ноги.
И это было бы правильно по всем канонам при условии, что эта стопа не была бы направлена назад более положенного на несколько десятков градусов.
Второй момент – это центр тяжести, который тяготеет к середине расстояния между пятками, а должен быть на 70 % на задней ноге.
Про откляченную задницу я уж и не знаю, стоит ли сотый раз повторять.
1:02 при ударе аге эмпи полностью отсутствует киба дачи. Её нет и тысячной доли секунды. Но даже в том, что есть, положение стоп, как в шико дачи.
Эта картина не меняется и в гедан барай на 1:03. Правда тут уже стойка зафиксирована и положение коленей стабильное.
Фантастика, но почти 10 секунд можно не делать замечаний. Ну кроме откляченной задницы в кокутсу, разве что.
1:12 Но вот уж тут положение центра чётко тяжести между 2-х ног в кокутсу дачи просто вопиёт.
Правда теперь мы видим колено задней ноги, не развёрнутое назад, а заваленное вперёд.
Правда, нет худа без добра – хоть стопа задней ноги стоит в правильном положении.
Вероятно у Канадзавы много вариантов кокутсу дачи. Но… мастеру такого уровня можно всё. Фанаты всё оправдают и обоснуют.
1:15 Феерично откляченный зад в очередной раз.
1:16 Если делать энбусен (рисунок перемещения в стойках) правильно, то шаг после разворота в сторону и вперёд (по направлению к камере или положению начала ката).
Канадзава делает его даже не точно в сторону, а ещё и со смещением почти на длину стопы назад.
Причём вычурная и несуразная длинна шага говорит об одном – он не попал в энбусен и пытается «подогнать».
1:18 Какая тут стойка? Должна быть санчин дачи.
Вероятно, у Канадзавы немного не верное представление о ширине своих плеч.
Если бы она была такой, как расстояние между пятками в этой стойке, то в стандартный дверной проём пришлось бы проходить боком.
1:20 Но то, что происходит дальше, бьёт и этот рекорд! Раза в полтора! Может это не ошибка, а хангетсу?
Но тогда почему она вытянута не в длину, а в ширину?
Да и не хангетсу тут должна быть.
Учитывая тот факт, что это финал ката, и ничего тут подгонять не нужно – это невынужденная ошибка, а нарочитый дефект.
-----------
Современные методы подготовки рук
www.budoshin.ru/kulak — Железный кулак
www.budoshin.ru/iron_shank — Железная голень www.steelhands.budoshin.ru — Стальные руки www.markt.budoshin.ru/wppage/makiwara-starting — MAKIWARA STARTING
Nuanses for Makiwara — (мини-курс, часть курса MAKIWARA STARNING)
-----------
При всём при этом, я отметил в описании выше только один раз потерю баланса, которая повлекла последующие недочёты, и который легко фиксируется стоп-кадром.
Именно поэтому я не стал отмечать и другие моменты, указывающие на рассинхрон верхней и нижней половины тела (в пояснице явно «лишний неконтролируемый шарнир»), что в итоге приводит к очень сильному ослаблению техники за счёт излишней подвижности в пояснице.
На самом деле, баланс нарушался несколько раз.
Но увидеть это быстро и легко может только тот, кто сам очень много делает ката и видит, как его делают другие.
Друзья мои, каратисты-традиционщики, я понимаю, что все вы ожидали того, что «этот Шилов» лажанётся и пр. Но это напрасно.
Как раз ката – это одна из сфер моей высокой экспертности.
Именно поэтому меня удивляет абсолютная убеждённость некоторых "экспертов" в своей исключительной правильности понимания и трактовки. Может это Архаты снизошли к ним и открыли тайное?
Нет здесь тайн. Есть практика, опыт и биомеханика.
Ну и регламент, так как иначе все лепили бы кто во что горазд.
А вот эта снисходительность от того самого мастера, о котором я написал в начале статьи, меня даже немного насмешила.
«По поводу понимания движений Ката - они просто мне понятны. Везде есть логика, необходимо лишь немного аналитического мышления и все пазлы собираются относительно легко и просто.
Если сомневаетесь спрашивайте. Поясню.» (с) (цитата)
Тут очень большой вопрос, кто кого сможет научить, и кому у кого стОит поучиться.
P.S.
Да-да-да и ещё раз да. Это для всех тех, кто скажет, что я зацепился за мелочи и смотреть нужно в корень, а не на мелкие детали.
Я могу так же детально обосновать, как ранее, почему Канадзава всё это делает, и почему так даже лучше, а именно в его исполнении, так просто божественно.
А вообще...
Да традиционщики помешаны на мелочной муре.
Для них даже небольшое отклонение от эталона - это супер ошибка.
Если бы так сделал ката не Каназава, то все бы тут икру метали, как всё плохо сделано. И всё то, что для Канадзавы - "особенности техники", то для другого - "грубейшие ошибки" :-)
Что касается тайминга, дистанции, биомеханики и органичности ката, я прекрасно это понимаю, и могу оценить.
А потому считаю, что Канадзава делает ката великолепно.
Но я хотел показать вам вас (традиционщики) со стороны.
Мелкие технические недочёты выбраны мною для гротескности моего критического опуса.
Вы должны увидеть здесь себя, когда критикуете корявость мастеров других направлений, в том числе и ММА, не понимая или не видя, что органичность выполнения приёмов иной раз значительно превосходит такую же в каратэ.
Разумеется, в исполнении мастеров.
© Михаил Шилов (malleus maximus)
Мастер Спорта России,
5 DAN Karate WFF, Тренер по ММА
Врач: ортопед-травматолог, хирург, мануальный терапевт
Мой Инстаграм: www.instagram.com/shiloffm
Мои проекты на YouTube:
Михаил Шилов
Михаил Шилов live channel
makiwara
BUDOSHIN
Ах да! Я уверен, что многих возмущённых, не увидевших в моём опусе самого главного, но возмутившихся критикой кумира, очень будет подмывать на то, чтобы сказать: "А ты кто такой? Покажи свои ката!".
Так вот, я не претендую на эталон. Ошибок у меня в ката много. Над чем работать - непочатый край. Более того, я считаю, что эталонов нет.
Тем не менее, уверен на 100%, что среди ревнителей традиций, читающих эту статью вряд ли наберётся пол процента таких, кто делает ката лучше меня ;-)
Извольте...