Тёмной вам ночи, дорогие странствующие сновидцы.
В данной статье раскрываются концовки игры Neverending Nightmares. Если вы не хотите заранее портить удовольствие от прохождения - закройте страницу и сначала пройдите игру (она не слишком длинная - не боле 3 часов), а потом я буду рад, если вы поучаствуете в обсуждении. Если вы хотите сначала прочитать статью про саму игру: вам сюда.
Всего в игре три концовки, в каждой из которых протагонист возвращается в реальность из своего "бесконечного" кошмара и сталкивается с одной из версий реальности, которая, по всей вероятности, и породила цепочку безумных снов.
Концовка 1: The Final Descent
Томас просыпается и обнаруживает себя за столом в своем кабинете. На столе он находит письмо от Габриэль, которая оказывается его женой и сообщает, что она вынуждена оставить его, потому что он так и не смог оправиться после гибели их дочери и жить дальше.
Концовка 2: Destroyed Dreams
Томас просыпается и обнаруживает себя на больничной койке с руками, обмотанными окровавленными бинтами. Габриэль, которая здесь выступает в роли... ну, в роли себя, радуется тому, что он очнулся.
Концовка 3: Wayward Dreamer
Томас, на сей раз в обличье маленького мальчика, выходит прямо из сна (не совсем понятно, в какой момент он просыпается) в комнату, в которой спит Габи, в качестве, судя по всему, его младшей сестры. Маленький Томас целует её на ночь и уходит.
Концовки ощущаются сильно неравнозначными, как по общему настроению, так и по тому, насколько они завершают и объясняют сюжет. При этом концовка с маленьким Томасом противоречит двум другим с точки зрения логической последовательности событий - если остальные две можно считать параллельными окончаниями истории, то эта концовка никак не может происходить параллельно с другими, что вносит в происходящее элемент "временного парадокса". Тут можно сказать, что концовки в определенном смысле соответствуют духу всей игры - выглядят хорошей идеей больше на бумаге и прямо-таки источают нереализованный потенциал.
Да, в Интернете можно найти теории, увязывающие все эти концовки в линейную последовательность событий. Однако аргументы за и против таких теорий больше напоминают соревнование в рамках чемпионата мира по профессиональному притягиванию за уши. Разумеется, если очень долго анализировать любые произвольные факты, то можно найти в них свидетельства, подтверждающие (ну, или опровергающие) нужную точку зрения. Однако, даже если это и правда (не важно, полностью, или отчасти), и концовки действительно задумывались разработчиками не как параллельные, независимые ветки, а как часть одной истории, то, как мне кажется, это просто неудачное решение для подачи сюжета, и того же самого эффекта можно было добиться другими способами.
В целом (опять-таки, по моему мнению), при любом раскладе противоречивые концовки (т.е. такие, которые имеют смысл только при разных исходных данных - а значит, не могут одновременно являться результатом развития событий в одной и той же вселенной) обесценивают все действия игрока и сделанный им выбор – ведь если нет четко заданных правил, то все вышеперечисленное становится бессмысленным. Да и очевидность того места, в котором происходит выбор, также сильно бьет по погружению в игровой мир – для атмосферы в психологическом хорроре любая игровая условность, которая бросается в глаза, смертоноснее, чем дневной свет для вампира.
Вот такой вот конец: несмотря на весьма интересную концепцию, крайне интересную графическую составляющую, Neverending Nightmares не придает всему этому должной глубины, и потому оставляет неоднозначное послевкусие.
Сладких вам снов и помните: конец одного кошмара может оказаться всего лишь началом другого...