Во время похорон родные и близкие изо всех стараются поддержать потерявшую мужа женщину. Многие предлагают свою помощь, если что-то понадобится. Но после окончания поминок вдова остается одна. Почему друзья избегают общения и как на это реагировать? Через несколько лет я смогла узнать истинные причины такого поведения.
Причина первая – они тоже переживают
Близкие друзья так же, как и вы, понесли тяжелую потерю. И тоже горюют, каждый по-своему. Многие долго отказываются верить, что это правда, стараются не думать о случившемся. Поэтому встреча с вами для них – напоминание о смерти друга, и сама по себе эта встреча для них тяжела.
Причина вторая – они не знают, как вас можно утешить
Вы заметили, что нас никто никогда не учил, как нужно вести себя по отношению к тому, кто похоронил родного человека? И мы не умеем. Банальное «держись», «это жизнь», «все мы там будем». Это при встрече, конечно, а встречи ведь почти не происходят. Да, нельзя взять и утешить вдову и поднять ей настроение. Вот друзья и не звонят. «А чем я могу помочь? – Ничем».
Причина третья – они не знают, о чем с вами говорить или им это тяжело
Чтобы продолжать общение с горюющим человеком, требуется мужество и сила духа. Тут либо выслушивать и плакать вместе, либо пытаться переключать внимание. И то, и другое хорошо! К сожалению, таких подруг мало, большинство старается держаться на расстоянии, в душе радуясь, что у них все в порядке. Они понимают, что все ваши мысли сейчас – об умершем муже, вся жизнь воспринимается вами через призму горя… Поэтому болтать о пустяках – неудобно, говорить с вами на серьезные темы – тяжело.
Причина четвертая – они ждут, пока вы придете в себя
Многие считают, особенно те, кто еще не столкнулся с потерей, что нужно подождать, дать вам немного времени, чтобы вы успокоились. И лучше вас пока не трогать. Вот пройдет пара месяцев, ну, может, чуть больше, и вы будете готовы к общению. Станете такой же, как раньше. Вот они и ждут, и не звонят, и не волнуются даже за вас. Хотя надо бы.
Какова бы ни была причина, я не осуждала моих подруг и знакомых. В возникшей пустоте тем ценнее были редкие звонки с вопросом: «Чем занимаешься сейчас? Что на ужин готовила? Как дети?» Этот человек переживал смерть моего мужа очень тяжело, но находил в себе силы говорить спокойно. Тем самым он давал мне понять, что жизнь продолжается, и я, раненая горем, истекающая кровью, должна все же жить. Жить дальше.