Найти тему
Креативный продюсер

О ПРИРОДЕ ТВОРЧЕСТВА, ВДОХНОВЕНИЯ, МУКАХ, МУЗАХ И ВООБЩЕ

Мне кажется, что на тему вдохновения в творчестве высказываются уже как минимум раз в минуту. Поэтому каждый раз, когда меня спрашивают верю ли я в то, что для творчества нужно вдохновение, внутри меня все переворачивается. Для того чтобы творить не нужно вдохновения. "Совет начинающим — начните".

Второй стереотип это то, что талантливый человек — талантлив от природы. Вот если вам повезло и ваши родители художник и писатель, то вы как минимум должны стать музыкантом. Это тоже настолько же бредовая мысль, как поиска вдохновения для созидания. То есть в мыслях многих людей укоренилось сознание того, что люди делятся на творческих и нетворческих людей (я не беру тут блогеров из TikTok — это отдельный диагноз).

И, третий, стереотип, но не безосновательный, заключается в том, что когда творческий человек создает что-то оригинальное, крутое, вдохновляющее, экстраординарное или виртуозное, то люди считают, что больше он ничего совершеннее не создаст и ставят на нем крест. И с одной стороны это не правда, а с другой, если человек действительно примет эту мысль, то он может умереть. В прямом смысле. Мы это видим на ряде известных музыкантов, которые не справились с натиском общества и ожиданием от них еще более талантливого произведения. Они умерли от страха не создать лучшего. Таким образом стереотип работает, но так, что убивает созидающих людей.

Но недавно мне попалось два поразительных и очень интересных видео на тему таланта и успеха. Эти видео на мой взгляд раскрывают все три этих стереотипа и объясняют, что в них нет смысла.

Оба видео из TED. Одно Элизабет Гилберт "Ваш неуловимый гений", а другое Алан де Боттон "Добрая, мягкая философия успеха". Это два человека, которые рассказывают о совершенно разных вещах неожиданно приводят одинаковые примеры.

Есть ли возможность для творческого человека быть успешным? Такой вопрос можно поставить перед прослушиванием двух этих лекций.

Элизабет: "...недавно я выпустила книгу «Есть, молиться, любить»... Она вышла и стала сумасшедшим, сенсационным, международным бестселлером. В результате чего куда бы я ни пошла, люди обращаются со мной как с прокаженной. Серьёзно! Например, они приходят ко мне, взволнованные, и спрашивают: «А ты не боишься, — не боишься, что ты никогда не сможешь сделать что-то лучше? Что ты будешь писать всю свою оставшуюся жизнь, но никогда больше не создашь книги, которая была бы столь же важна людям на земле? Никогда? Никогда?» "

"Мы, писатели, имеем репутацию такого рода. И не только писатели, но все творческие люди, кажется, прочно утвердились в репутации изрядно душевно нестабильных созданий. Вполне достаточно взглянуть на длинный отчет о смертях ярких творческих людей за один только 20 век, на тех, кто умер молодым, и зачастую — в результате самоубийства. И даже те, кто не покончил жизнь самоубийством буквально, были в конце концов прикончены собственным даром..."

"И в результате долгих размышлений о том, как я должна работать, чтобы продолжить писать, я пришла к выводу, что должна создать некоторую защитную психологическую конструкцию..."

"Древние греки и римляне не верили, что творчество вообще является свойством человека. Люди верили, что творческие способности — это дух и спутник божественного, и что они приходят к человеку из каких-то далеких и неизвестных источников по неясным, неизвестным причинам. Греки звали этих божественных духов «демонами». Сократ верил, что у него есть демон, который вещал ему мудрость издалека. У римлян была схожая идея, но они звали это свободное творческое проявление гением. И это здорово, потому что римляне не думали, что гений — это некоторый одаренный индивидуум. Они верили, что гений — это своего рода волшебная сущность, жившая, буквально, в стенах дома творца, этакий Добби, кто приходил и невидимым образом помогал художнику с его работой, и формировал результаты этой работы..."

"Творцы античности были защищены от разного рода вещей, как, например, нарциссизм. Если ваша работа была превосходна, вы не могли целиком и полностью брать на себя лавры её создания. Все знали, что вам помог гений. Если ваша работа была плоха, все понимали, что у вас просто гений-калека. И именно так западные люди думали о созидательных способностях долгое время."

"Лучшим современным примером для меня послужил музыкант Том Уэйтс...

...однажды он ехал по трассе в Лос-Анжелесе, и произошло то, что всё изменило. Он ехал, и внезапно услышал крошечный фрагмент мелодии. Фрагмент пришел ему в голову, как водится, неуловимый и соблазнительный, и Том хочет этот фрагмент. Он изумителен, Том жаждет добраться до этого фрагмента, но у него нет такой возможности. У него нет ни ручки, ни бумаги, ни записывающего устройства.

И он как обычно начинает волноваться: «Я забуду, я утрачу это сейчас, и воспоминание об этой вещи будет меня преследовать вечно, я недостаточно хорош, я не могу это сделать». И вместо паники он вдруг остановился. Он приостановил весь этот мыслительный процесс, и совершил нечто новое. Он посмотрел на небо и сказал: «Простите, вы не видите, что я за рулем?» «Разве похоже, что я могу записать эту песню сейчас? Если вам в действительности так необходимо явиться на свет, приходите в более подходящий момент, когда я смогу о вас позаботиться. В противном случае, отправляйтесь беспокоить кого-то другого сегодня. Идите к Леонарду Коэну»."

"И вся его творческая жизнь изменилась после этого. Не работа, работа всё ещё была неясной и трудной. Но процесс, и тяжелая тревога, связанная с ним, прошли, как только он извлек гения из себя, где это не причиняло ничего, кроме неудобств, и выпустил его там, откуда этот гений пришел, и осознал, что гений совершенно не должен быть внутри, и мучить своего обладателя. А может быть вовне, и с ним можно достигать странного и прекрасного взаимодействия. Своего рода диалог между Томом и этой странной штукой в мире вокруг, которая, в общем-то, не является Томом."

"Но, быть может, такие моменты не будут столь болезненны, если вы с самого начала не верили, что самое изумительное и волшебное в нас исходит от нас самих. Что это дано нам в долг из какого-то невообразимого источника на какой-то период вашей жизни, и что будет передано другим нуждающимся, когда вы завершите свое дело. И, вы знаете, если мыслить так, то это всё меняет. "

Вторая лекция, когда я её послушал без особых ожиданий поразила меня как молния. Я услышал почти те же самые слова, но не про творчество, а вообще про успех в жизни.

Вот, что говорит Алан де Боттон:

"...Большинство людей видят прямую связь между тем, сколько времени, даже любви, не романтической любви, но всё же чего-то, что похоже на любовь в общем, уважения, они готовы посвятить нам, будет жестко определено нашей позицией в социальной иерархии.

Знаете, нам часто говорят, что мы живем в материалистичном мире. Что все мы — жадные люди. Я не считаю нас такими уж материалистичными. Я думаю, что мы живем в том обществе, которое попросту воздает определенные эмоциональные вознаградения за владение материальными благами. Нам нужны не эти материальные блага. Нам нужно вознаграждение. Это и есть новый взгляд на предметы роскоши. В следующий раз, когда вы увидите кого-то на Ferrari, не думайте «Этот человек жаден!». Но думайте так: «Этот человек неимоверно уязвим и нуждается в любви». Другими словами... почувствуйте симпатию к нему, вместо того, чтобы гневаться."

"Это приятно, если у тебя всё хорошо, и ужасно, если у тебя всё плохо. В худшем случае это приводит, судя по результатам исследований социологов, таких как Эмиль Дюркгейм, это приводит к суицидальным случаям. Больше всего суицидов случается в развитых индивидуалистичных странах, чем в любой другой части мира. Одна из причин суицидов заключается в том, что люди слишком близко к сердцу воспринимают то, что происходит вокруг. Их успех в их руках. Но и их неудачи тоже в их руках."

"Вот пример того, как я понимаю успех. Нельзя быть успешным во всём. Часто мы слышим разговоры на тему баланса между работой и личной жизнью. Нонсенс. Нельзя получить всё. Нельзя. Поэтому в любом представлении об успехе должно быть место для того, от чего придется отказаться, своеобразный элемент утраты. Разумный подход к жизни как я говорю, примет факт существования элемента неудачи. "

"Однако, я не хотел бы призывать отказываться от наших представлений об успехе. Но мы должны удостовериться, что эти представления — наши собственные. Мы должны сфокусироваться на наших идеях. И удостовериться, что они — наши, а не чьи-то, что мы действительно авторы наших амбиций. Потому что действительно не очень приятно не получать то, что хочешь. Но ещё хуже — иметь представление о том, что ты хочешь, а в конце пути вдруг обнаружить, что на самом деле это не то, чего ты хотел на протяжение всего пути."

Сравните последний абзац про Эмиля Дюркгейма с тем, что говорит про вдохновение и творчество Элизабет. И вы поймете, что речь об одном и том же. ТВОРЧЕСТВО (успешное произведение) то же самое что УСПЕХ. Для писателя успех = популярная книга, для других людей успех = признание в глазах других людей.То есть если вы достигли положения в обществе, денег, титулов, то отчасти вы творческий человек? И тут мы разрушаем стереотип о том, что люди делятся на творческих и нетворческих.

А на самом деле, мы говорим о том, что все в одинаковом положении (меритократия), но добавьте к этому случайность (или фею, которая наградила вас идеей).

Как вывод из двух этих лекций, я хочу обратить внимание на то, что очень много "творцов" и "обычных" людей страдают из-за отсутствия успеха и результатом этого иногда бывает суицид. Но, если вы, независимо от того занимаетесь ли вы творчество или хотите достичь успеха (по жизни) примите две идеи, что в жизни есть место случайности и ваши идеи могут приходить откуда то из вне, то вы станете намного более счастливым и свободным человеком.

Мы получим то, что можно быть творцом, тратить силы на созидание и не страдать от того, что что-то не получилось.