Найти тему
Шкатулка с историями

Дон Карлос - герой и злодей. Ч. 3

Вернувшись в Испанию, король Филипп 2 не стал медлить с проведением присяги наследнику, дону Карлосу. На церемонии случился конфуз, крайне разозливший принца - когда пришел его черед приносить присягу, герцог Альба забыл поцеловать принцу руку. Потом он спохватился и накинулся на дона Карлоса с тысячей извинений, но принц не забыл оскорбления. Так начал формироваться знаменитый список врагов дона Карлоса.

Елизавета Валуа - подлизывалась к испанскому наследнику по приказу матери
Елизавета Валуа - подлизывалась к испанскому наследнику по приказу матери

Как ни странно, мачеха - Изабелла Валуа в этот список не входила. Она была доброй и приветливой девушкой, и от природы, и по наущению своей коварной матери Екатерины Медичи. У дона Карлоса, не избалованного добрым отношением, мачеха вызывала искреннюю симпатию. К тому же эта симпатия и стремление услужить королеве злили его отца, короля. А это дону Карлосу всегда было приятно. Правда стоит добавить, что Изабелла была симпатична дону Карлосу только до тех пор, пока рожала королю дочерей. А в противном случае по собственному же признанию, он бы "ненавидел ее до конца ее дней".

Утомленный неуравновешенным поведением сына, король решил отправить его с глаз долой - учиться в королевском университете в городе Алькала. Вот Филиппа всегда ругают - дескать деспот, религиозный фанатик и ретроград, а много вы знаете королей, которые бы отправили наследника учиться в университете? Сорбонне, Оксфорде, Болонье? Немного? То-то же.

Однако не в коня оказался корм. Родственники и друзья дона Карлоса - дон Хуан Австрийский и Алессандро Фарнезе в университете преуспевали кто в чем, Алессандро в математике и латыни, дон Хуан в военном деле, а дона Карлоса даже крепким троечником было не назвать.

Алессандро Фарнезе - племянник короля, но пятерки в университете получал не за это
Алессандро Фарнезе - племянник короля, но пятерки в университете получал не за это

Он провел в университете около полугода, когда произошел несчастный случай. Дон Карлос влюбился в дочку привратника, и каждый вечер встречался с ней в саду. На пути к месту свиданий Карлос должен был спуститься по лестнице, и однажды темной ночкой так торопился, что оступился и скатился по ступеням вниз, получив ранение в висок.

Симптомы были тревожными - головокружение, рвота, судороги, затем у принца отнялась нога. В Алькалу срочно приехал король. У постели раненого наследника днями и ночами дежурили дон Луис де Кихада, воспитатель брата короля - дона Хуана Австрийского, преподобный Хуан, гувернер дона Карлоса, и герцог Альба, который был во всех бочках затычка. Принцесса донья Хуана, сестра короля, холодной ночью прошла босиком во главе крестного хода, во всех церквях служили мессы за здоровье наследника. Но принцу становилось только хуже. Из соседнего монастыря принесли мощи местного монаха, святого Диего, и уложили в постель к больному. Но король решил, что рассчитывать нужно не только на религию, но и на науку.

Андреас Везалий - научный гений и лейб-медик короля-мракобеса
Андреас Везалий - научный гений и лейб-медик короля-мракобеса

Знаменитейший врач своего времени, основоположник научной анатомии Андреас Везалий провел операцию по трепанации черепа. И наконец, король подумал, что и обращение к потусторонним силам не будет лишним - пригласили даже мавританского знахаря, напоившего принца своими загадочными снадобьями. Что конкретно помогло не понятно, каждый из лекарей приписывал победу себе, но принц пошел на поправку. Осталось только понять, к добру ли.

В честь исцелившего наследника святого Диего король Филипп заказал этого монаха-аутоматона знаменитому механику Ториано. Ему почти 500 лет и он работает. Интересное сочетание науки и религиозных предрассудков.
В честь исцелившего наследника святого Диего король Филипп заказал этого монаха-аутоматона знаменитому механику Ториано. Ему почти 500 лет и он работает. Интересное сочетание науки и религиозных предрассудков.

Во время своей болезни дон Карлос кстати вел себя образцово, не жаловался и покорно исполнял все предписания врачей. Когда, казалось, надежды уже не было, продиктовал разумное и добросердечное завещание.

Однако когда опасность миновала, от добросердечности не осталось и следа. Поведение принца стало еще более непредсказуемым, чем до болезни. Его мучила мигрень и лихорадка, а вспышки ярости мучили всех окружающих.

Началась череда опасных и жестоких выходок, заставляющая короля скрипеть зубами от злости и бессилия.

Когда сапожник принес принцу заказанную тем пару туфель, которые показались дону Карлосу плохо сшитыми, он порезал кожу на куску и заставил беднягу сапожника съесть свое изделие.

Однажды вечером дон Карлос разгуливал со свитой по улицам Мадрина, и из одного из домов на него пролилась вода (или не вода), принц приказал поджечь дом в отместку. Он приказывал бить детей, и сохранились записи с суммами, которыми откупались от родителей. Однажды дон Карлос заперся в королевской конюшне, и избил, а некоторые говорят, что ослепил любимых лошадей своего отца. Принц не знал цену деньгам, покупая за огромные деньги драгоценности, которые раздаривал своим немногочисленным друзьям.

Свой досуг он проводил в публичных домах самого низкого пошиба, правда там он женщин только порол хлыстом, и ходили упорные слухи, что принц - импотент.

Для такого человека, как король Филипп, такой сын был хуже чем наказанием, он был позором.