Таньлуань (476—542 гг.) — китайский буддийский монах, один из первых, кто начал распространять учение школы Чистой Земли в Китае. Как гласит легенда, еще в пятнадцатилетнем возрасте, при посещении с отцом буддийского храмового комплекса на горе Утайшань, он был настолько взволнован появлением перед прихожанами в небе лика бодхисаттвы Манджушри, что решил остаться жить на этой горе. Через несколько лет, уже во сне, Манджушри снова явился ему. После долгой беседы бодхисаттва сказал:
«Короткая медитация лучше, чем возведение тысячи пагод. Причина этого в том, что пагоды могут быть разрушены, но сконцентрированный на медитации ум может привести к просветлению»
После этого сна Таньлуань принял решение присоединиться к буддийской общине и стал монахом.
Он быстро усвоил философию мадхъямаки, представленную в Китае школой Саньлунь (Трёх Трактатов), и через несколько лет начал читать лекции в различных храмах горы Утайшань, зарекомендовав себя выдающимся мастером в этом.
Однако, длительное пребыванием на горе в молодости подорвало его здоровье. Обращение к врачам не помогло — они все в растерянности качали головами, и тогда с одним из своих учеников он отправился в странствия по стране в поисках исцеления. Оно застало его чудесным образом в пути, когда однажды он, запрокинув голову, взглянул в небо: «Пока я в храме, я большую часть времени давал лекции и писал комментарии, не получая достаточной физической нагрузки. Но вот уже почти год мы в дороге, и движение улучшило моё здоровье. Кроме того, когда я взглянул на огромное небо, мой ум очистился настолько, что все болезни покинули меня!» — объяснил он ошарашенному ученику. Такое удивительное выздоровление, в свою очередь, заставило его задуматься над тем, что поддерживать своё здоровье очень важно, и, чем дольше он проживёт, тем больше может сделать для распространения буддийского учения. После долгих размышлений он решил отыскать знаменитого даосского мага Тао Хунцзина и перенять у него методики продления жизни и достижения бессмертия. Отправив своего ученика обратно в родной храм, он продолжил свой путь один.
Поскольку Тао Хунцзин жил в другом царстве, царстве Лян, Таньлуань был вынужден пересечь границу. Там он встретился с императором У-ди, ревностным сторонником буддизма, и произвёл на него неизгладимое впечатление своим глубоким пониманием Дхармы. Император помог Таньлуаню встретиться с Тао Хунцзином, и в течение трёх лет он без устали занимался дыхательными практиками и физическими упражнениями под неусыпным контролем своего нового учителя. По истечении этого срока Таньлуань уже многому научился от даоса и решил возвратиться на гору Утайшань. Перед отъездом Тао Хунцзин вручил ему десять томов даосских книг о достижении бессмертия, в которых рассказывалось, как готовить специальные снадобья и практиковать дыхательные упражнения. Со слезами на глазах Таньлуань поблагодарил своего учителя и отправился в дорогу.
На обратном пути, остановившись на ночлег в одном из храмов, он встретил монаха Бодхиручи, переведшего множество буддийских сутр и трактатов на китайский язык. Узнав, что Таньлуань в заботе о своём здоровье не один год провёл в ученичестве у даосского наставника, Бодхиручи подверг критике его поступок, и объяснил, что буддийская медитация также позволяет практикующим регулировать своё дыхание, укрепляя, тем самым, здоровье. Даосские упражнения имеют свои достоинства, но, сколько бы люди ни продляли свою жизнь, они всё равно умрут, так и не обретя спасения из пут сансары. Бодхиручи подарил Таньлуаню копию перевода «Сутры созерцания Амитаюса» со словами:
«Эта сутра подробно описывает Чистую Землю будды Амитабхи. Этот будда одаривает бессмертием всех, кто попадёт туда. Изучите её, и вы поймёте, что буддизм тоже указывает людям путь к достижению вечной жизни».
На Таньлуаня эта встреча произвела настолько сильное впечатление, что он сжёг все свои даосские книги, и полностью посвятил себя изучению подаренной сутры и практикам медитации, указанным в ней. После этого, читая публичные лекции, он стал распространять учение о Чистой Земле будды Амитабхи. Вскоре Бодхиручи преподнёс ему новый перевод — трактат Васубандху «Рассуждения о Чистой Земле». После прочтения нескольких страниц Таньлуань понял, что понять его труднее, чем это кажется на первый взгляд, и написал «Толкование к Трактату о возрождении в Чистой Земле».
Основываясь на разделении Нагарджуной практик на лёгкие и трудные, Таньлуань более чётко противопоставил суровую монашескую дисциплину и подвижничество, и путь произнесения имени будды Амитабхи, предназначенный для всех людей. Взяв за основу методы, включённые в учение Васубандхой, Таньлуань ввёл различие между «Собственной силой» и «силой Другого». Полагаясь на «Собственную силу», человек словно бы идёт к цели пешком, а полагаясь на «силу Другого», он как бы плывёт на лодке. Эти термины стали ключевыми в учении Чистой Земли. Кроме того, Таньлуань показывал, что чем дальше по времени мы отстоим от Будды Шакьямуни, тем слабее способности людей достичь просветления и для массы людей становится необходим именно лёгкий путь. А поскольку сила будды Амитабхи заключается в его имени, то и приобщиться к ней можно путём его произнесения. Эффективность этого действия основывается на Изначальном Обете будды Амитабхи.
В последующие годы Таньлуань активно проповедовал своё учение, пользовался благосклонностью императора царства Вэй. Иногда храмы, в которых он читал лекции, даже не могли вместить всех, пришедших его послушать.
Однажды ночью ему во сне явился Нагарджуна и сказал: «Таньлуань, я рад, что ты провел большую часть своего времени изучая мои книги и постигая учение Чистой Земли будды Амитабхи. Я очень рад, что ты преуспел в этом. Но теперь пришло время сказать тебе, что лист, упав на землю, уже не сможет возвратиться на дерево. Время летит, вернуть ничего нельзя!»
Таньлуань тут же проснулся и созвал своих учеников. Он принял ванну и надел новую одежду. После этого он сел, скрестив ноги, и приказал всем повторять мантру будды Амитабхи. Все понимали, что происходит, многие плакали, но продолжали следовать его приказу. Так, в 542 году в возрасте 67 лет под звуки имени Амитабхи мирно скончался Таньлуань, считающийся первым китайским патриархом школы Чистой Земли.