Хороший спичрайтер вкладывает в текст душу, но только настоящий профи умеет при этом отсекать себя от текста, не теряя кровоточащие частички сердца между строчек.
Работа спичрайтера – это серьезное эмоциональное испытание. Многие тексты приходится писать в режиме аврала, а необходимую информацию вынимать клещами из уст профильных специалистов. При этом нужно попасть и в эмоциональный настрой спикера, и в ожидания аудитории, а еще учесть все ключевые задачи. Все это требует высокого уровня концентрации, вовлеченности, эмпатии, интенсивного творческого напряжения.
На одном из правительственных сайтов Великобритании размещено небольшое руководство для писателей, работающих в государственном секторе [я писал о нем недавно на своем канале]. Среди прочих рекомендаций, которые касаются объема текста, его целеполагания, стилистики, есть одно очень мудрое замечание: «Помните, что вы и ваш текст – разные сущности».
«Да, ваш текст возник из вашей головы и напечатан вашими руками. Да, он основан на опыте, который вы получили. Но при этом, ваш текст – это отдельная сущность. Как только вы это осознаете, вы получите эмоциональную защиту от любого, даже самого неприятного негативного отзыва. Вы сможете оценить свою работу беспристрастно и направите силы на то, чтобы сделать текст максимально четким и эффективным» - советуют британские креативные райтеры Ангус Монтгомери и Сара Стюарт.
Творческая работа для многих становится чем-то интимным и чувствительным, особенно для тех, кто только начинает этот непростой профессиональный путь. Иногда текст самим автором воспринимается, как откровение, критика которого крайне болезненна. При таком подходе можно довести себя до психологических травм и нервного срыва. А усугубить ситуацию может тот факт, что до четверти текстов пишется «в урну», то есть для выступлений, которые просто отменяются.
Именно поэтому спичрайтер должен ощущать себя квалифицированным ремесленником, а не творцом литературных шедевров. Если сравнивать с миром кино, то спичрайтер – это режиссер добротных сериалов, а не штучных полотен, как Тарковский или Феллини.
При этом никто не запрещает вам становиться гением «на стороне». Напротив, именно творчество становится спасением для многих райтеров и пресс-секретарей. Кто-то начинает писать стихи, рассказы, кто-то ведет тематический блог и достигает впечатляющих высот читаемости и цитируемости.
Творчество – это полезное упражнение, которое позволяет держать голову в тонусе, при этом регулярно получать ту самую порцию духовного удовлетворения, которое исключено на рабочем месте.
Есть еще один непреложный факт – хороших спичрайтеров мало. Да и просто пишущих людей немного. А пишущих стабильно и системно – не найти днем с огнем, тем более если дело касается больших государственных или корпоративных задач. Поэтому сохранение рабочего состояния – это необходимая забота о себе и своем интеллектуальном капитале.
Спичрайтеру нужны впечатления и собственное представление о том, что творится в мире. Именно поэтому хороший профессионал должен много читать, желательно на разных языках, ходить в театр и на выставки, общаться с людьми, особенно с теми, для которых и готовятся тексты речей. Кабинетные писатели часто исписываются и деградируют, поэтому просто необходимо, работая с высокопоставленными спикерами, ездить на выездные мероприятия вместе с ними. Это помогает еще и увидеть, как ваше слово оживает, доходя до аудитории, какие изменения вы своим трудом привносите в жизнь людей, формулируя важные и нужные обществу тезисы и решения.