Надеяться на успех потому, что хорошо учился в общеобразовательной школе - наивно и глупо. Исключения случаются, но мы говорим о правилах.
Позвольте мне объяснить "Почему?"на простых и понятных примерах.
Сначала - в виде шутки
В студенческие годы на вечеринках, если “не хватало”, мы спрашивали:
“Как делить будем: поровну или по справедливости?”
Парадокс "большого" куска масла
Вот кусок масла: он большой или маленький?
Зависит, сколько человек захотят бутерброд с маслом. Вы же понимаете: если намазать масло всем - только собака отличит хлеб от бутерброда!
"Отнять и разделить"
История пестрит попытками “отнять и разделить”. На поверку все они оказываются бессмысленными.
“Давайте отнимем у олигархов украденные у народа деньги (против чего я лично не возражаю). И разделим на всех! Чтобы по справедливости!”
А что? Давайте сделаем это прямо сейчас!
Отнимем у Абрамовича его 10 млрд и разделим на всех! (Мысленно, конечно))). Чего он один жирует?!
- Итак, делим 10 млрд на 150 млн, получаем …
Чтоооо?
Всего $67?
Столь ничтожная сумма?! Не ошиблись ли мы в расчетах? Исправен ли калькулятор?
Вы все-таки пересчитайте: результат-то неожиданный … Получается, что Абрамович - мелкий воришка, а не “Жулик” - расхититель народного богатства!
Особенно обидно, что “отняв и разделив”, мы сделали несчастным Абрамовича, но сами счастья не обрели. Только разочарование от неудавшейся попытки восстановить справедливость "для всех” ...
Но как это относится к школьному образованию?
Потерпите немного.
(И примите, пожалуйста, во внимание, что я не защищаю казнокрадов.)
Безусловный и массовый
Года три назад Финляндия провела эксперимент с “безусловным социальным доходом”. Эксперимент не удался: люди счастливее не стали, скорее, наоборот. Вернувшись в реальный, то есть несправедливый мир, жить им стало труднее.
Психологически.
А вот Швейцария, финансово более опытная и демократичная страна, провела референдум и отказалась даже пробовать.
Бутерброд пенсионера
Пенсионерам из бюджета выделяют триллионы рублей. Действительно, огромные деньги, 20% ВВП.
Но конкретный человек, получив очередной “трансфер” на карту Сбербанка, так не думает. Огромные деньги “для всех” размазываются на конкретном бутерброде очень тонким слоем.
Вывод из экспериментов с маслом, социальным доходом и социальными пенсиями один. И, думаю, он понятен.
Но как это относится к образованию?
Потерпите еще совсем чуть-чуть.
Диалектика образовательного неравенства
Недавно я перечитал “Повесть о жизни” К.Паустовского …
В конце 19 века в Киеве было 3 гимназии.
Из 1-й киевской гимназии, в которой учился Паустовский, в одно время вышли сразу два монстра мировой литературы: К.Паустовский и М.Булгаков.
- Не слишком ли высокая плотность талантов на одну школу?
- Не слишком ли толстым получался слой масла на "образовательном" бутерброде 19 - начала 20 века?
А теперь подумаем.
Откуда же еще было выйти монстрам, если во всем городе было всего 3 гимназии?! (А в России - менее 200).
100 лет назад образование получали единицы. Из них и вырастали Паустовские, Булгаковы, Королевы и им подобные.
Абсолютное же большинство не имело возможности не то, чтобы стать писателями, инженерами, учеными с мировым именем, а хотя бы прилично научиться писать и читать.
“Масла” было много, а “хлеба” - мало. Вот бутерброд и получался с маслом, а не с запахом от масла.
В позапрошлом веке уровень дохода был очень сильно связан с образованием. “Некоторые” получали значительно более толстый слой масла потому, что “масло” намазывали “некоторым”.
Общество было сильно поляризовано
- и по уровню богатства,
- и по уровню образования.
67 долларов образования ...
Можно долго ходить по кругу, обсуждая, что было первично: происхождение или образование. В любом случае,
- получив образование, человек переходил в сословие “избранных”.
- А получить образование могли в основном “избранные”.
Остальные становились “Ничем”.
Люди с образованием жили лучше “остальных”, потому, что образование не было массовым.
Дальше все очевидно и даже скучно.
Нынче доступ к школьному образованию имеют все. Поэтому массовое образование превратилось в "социальный доход".
В "$67"
Когда доступ получают все, преимущество исчезает. Масла на всех не хватает, а “Боливар не выносит двоих”.
Вот здесь начинается самое интересное …
“Но ведь без образования невозможно! Куда без него - в водители, охранники или в продавцы (самые массовые профессии в РФ)?”
Распределение преимуществ в обществе всегда было неравномерным. И теперь ничего не изменилось.
Чтобы “некоторые” жили хорошо, “остальные” обязаны жить “как все”. Это звучит жестко, но это закон нашего мира.
Для развития общества нужна разность потенциалов.
Эра Понимания
Мы оказались в эпохе информатизации и роботизации.
Я же называю ее Эрой Понимания. Понимание - это то, что
"... остается, когда забудешь все, чему учили в школе" А.Эйнштейн
Именно способность понимания становится конкурентным преимуществом.
Которую массовая школа очевидно развивать не настроена.
Так что же делать?
Об этом - дальше на канале.
ЛАЙК означает: "интуитивно согласен"