ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ В ИГРЕ?
Каждый игрок от любителя до профессионала ищет ответ на этот вопрос — ищет каждый раз, когда проигрывает более сильному противнику, встречает череду поражений или просто чувствует, что стоит на месте. В ответе скрывается подсказка — «что мне нужно сделать, чтобы побеждать».
- Я придерживаюсь следующей формулы: успех в игре = знания + способности + опыт. Это триада успеха.
Интуитивно формула понятна каждому. Нужно хорошо знать правила игры и свои возможности в каждой ситуации. Кроме того, успешность решения игровых задач зависит от умственных способностей игрока. Маневры на карте требуют пространственного мышления; чтобы атаковать противников, нужно иметь хорошую координацию «глаз-рука», уметь точно оценивать расстояния и временные промежутки; чтобы контролировать ситуацию, нужно уметь распределять внимание, видеть «боковым зрением»; нужно уметь принимать решения, а значит мыслить тактически. И так далее. Даже если игрок обладает этими способностями, они ничего не стоят без опыта игры: ведь нужно не только мочь что-то сделать, но исполнять стабильно, «автоматом», при любом повороте событий.
Ок, скажете вы, так как же развить триаду успеха? И в наше время найдется порядочное число игроков, кто скажет: «Хочешь стать лучше? Просто играй больше!». Грубо говоря, достаточно копить опыт, а знания и навыки приложатся. В этих словах есть крупица истины. Играя, ты учишься и наблюдаешь, а также развиваешь свой мозг и отрабатываешь навыки.
- Действительно, игра — инструмент тренировки сама по себе. Вот только — очень плохой.
ПРОБЛЕМЫ НА ПУТИ К МАСТЕРСТВУ
Рост мастерства в игре зависит от выявления слабостей и их устранения. Некоторые ошибки лежат на поверхности, другие — более коварные и весомые — скрыты от сознания игрока. В обоих случаях игроку нужно много прицельных повторений одного и того же, чтобы заметить и запомнить, развить навык и довести его до совершенства. Повторение — закон обучения мозга. Проблема в том, что «повторы» играм не свойственны: стабильных и прицельных нагрузок в них почти никогда не бывает.
- Игра изменчива. Она устроена таким образом, что события одного матча могут не повториться ни разу за много дней игры. Так работает защита разработчиков от однообразия. К примеру, как часто в League of Legends складывается ситуация, когда нужно «украсть» Барона Нашора смайтом? Даже универсальные механики вроде добивания миньонов в MOBA из матча в матч облечены в разный контекст (кто твой персонаж, кто твои противники, насколько они агрессивны, есть ли угроза для линии и так далее), а значит — требуют от игрока разных действий.
- Игра перенасыщена. Каждую минуту внимание игрока рассредотчено на множество мелких задач и проблем. Сконцентрироваться на «проблемном месте» не получается.
- Сложность игры колеблется. Чтобы освоить навык, нужно постепенно увеличивать нагрузку, а затем закрепить его на максимальной сложности. Но когда игра подкидыват вам случайных противников, нагрузка постоянно колеблется. Трудно отработать точность стрельбы в шутере, если в одном матче враги неуловимы, а в следующем — сами подставляются под пули.
В итоге нагрузка на мозг оказывается каждый раз разной, расфокусированной, прерывистой, а значит — неэффективной. Попытка вытравить ошибку/отработать навык в таких условиях похожа на попытку убить комара из винтовки.
Чтобы выйти на новый уровень мастерства, лишь ходя из матча в матч, нужно потратить на игру огромное количество времени, пота и нервов, и все это — с минимальной отдачей. Причем чем выше уровень игрока, тем хуже. Ошибки /точки роста мастера спрятаны очень глубоко, они кроются в нюансах, которые в мельтешении игровых событий сложно усмотреть. Да еще и сильные противники встречаются редко: можно без пользы тратить множество часов, выигрывая бездумно, «на автомате». В таких условиях правильно нагрузить себя и вывести навык на новый уровень — очень сложная задача.
ПРОКЛЯТИЕ «ПЛАТО»
Именно поэтому игроки любого уровня мастерства так часто сталкиваются с «плато», скачкообразным прогрессом. Сначала уровень игрока резко растет, затем наступает период затишья, когда его рейтинг не улучшается и даже падает. Этот период может длиться сколь угодно долго. Все это время игрок, сводящий свои тренировки к самой игре, упорно «палит вслепую». Выход из застоя зависит от того, как скоро ему повезет «попасть» и он сумеет отработать одну из своих затаившихся ошибок. Игрок меняет свой взгляд на вещи или начинает делать что-то иначе, обычно незаметно для самого себя, и у него снова начинается период роста. К сожалению, скоро наступает следующее плато. С увеличением мастерства периоды роста становятся короче, а периоды ступора — все длиннее.
- Упорное просиживание штанов за игрой обрекает на движение от плато к плато, от надежды к разочарованию. Некоторые игроки застревают на одном месте на многие месяцы, а то и навсегда. Все дело в том, что сводя тренировки к самой игре, вы отдаете свой прогресс в руки случайности. Вы не знаете, что в процессе игры сделает вас лучше, но надеетесь на «чудо».
Не стоит забывать и о проблеме эмоционального выгорания. В матчах игрок вынужден выкладываться на полную, переживать за поведение команды и результат. Если не разнообразить нагрузку, психические ресурсы игрока быстро истощаются. Это может привести к стрессу, усталости и даже отвращению к игре.
- Поэтому «просто играй больше» — наивная позиция. Она родилась на заре киберспорта, когда у игроков банально не было ни возможности тренироваться иначе, ни понимания, от чего зависит успех в игре. Сейчас эта позиция безнадежно устарела.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Когда футболист готовится к сезону, его тренировки состоят из трех частей: силовых упражнений, отработок конкретных действий / связок и целых матчей. Это оправдано: футболист должен быть в отличной физической форме, идеально исполнять важные элементы и хорошо чувствовать саму игру. Ни один тренер не сведет тренировку лишь к командным матчам: футболист устанет от товарищей, при этом навыки и тело ослабнут. Игра на поле не может развить тело так же, как тренажерный зал, а важная игровая ситуация может не случиться ни разу за двадцать матчей, а потом оказаться решающей на турнире.
В киберспорте перед игроком стоят похожие задачи: он должен быть в отличной «интеллектуальной форме», точно исполнять отдельные элементы и при этом понимать игру в целом. И, подобно футболисту, сводить свои тренировки к одним лишь матчам — очень плохая идея.
Любой игрок имеет доступ к инструментам прицельного развития триады успеха. Об этом читайте в нашей статье «Как гарантировать рост мастерства».