Найти в Дзене

Влияние Белинского

Лермонтов пошел дальше в оценке роли и величия народных масс. Конечно, Лермонтов не стал полностью на позиции Белинского и Герцена — помешала ссылка на Кавказ, ранняя смерть, но в своем творчестве он во многом выразил настроения и чаяния нового революционного лагеря.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462740227/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462740227/

Близость к Белинскому сказалась прежде всего в том что чем дальше развивалось творчество писателя, тем все глубже понимал он роль народа как решающей силы истории, тем он больше переходил на позиции народа. Патриотизм Лермонтова Добролюбов считал истинным, святым, разумным.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462740233/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462740233/

Белинский неизменно подчеркивал, что Лермонтов не только связан с народом, он стал сыном народа, проникся его мироощущением, его психологией, усвоил простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размах его чувств.

В своих статьях о Толстом В. И. Ленин указал на важное явление — переход писателя, принадлежащего дворянскому классу, на позиции народа.

Явление это было не случайным. Во второй период русского освободительного движения лучшие писатели из дворян, все больше переходят на позиции народа — одни из них, как Герцен, Салтыков-Щедрин, Некрасов, выразили интересы революционного крестьянства, другие, как Толстой, — чаяния многомиллионного патриархального крестьянства, но все они рвали с дворянством, становились на сторону масс.

В творчестве Пушкина и Лермонтова мы видим первые серьезные шаги в этом направлении.

Проблема положительного героя в литературе 20—30-х годов, в произведениях Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, как мы говорили, связана с вопросом об отношении лучших людей из дворян к дворянскому классу и народу. С каждым новым этапом эти герои все решительней рвали с высшим аристократическим кругом и ближе становились к народу.

Такой разрыв передовых людей с дворянской средой и сближение с народом уже подчеркнул Грибоедов в «Горе от ума». Чацкий еще далек от народа, но он уже начинает осознавать губительность разрыва передовых людей с крестьянской массой.

Показательно само положение Чацкого в фамусовской Москве. Герой комедии, с его острым умом, ненавистью к произволу, свободолюбием, светлыми чувствами, чужд реакционной дворянской среде и более близок простым людям.

В противоположность Софье, еще до появления Чацкого в доме Фамусова, она понимает, какие горькие испытания ждут героя комедии при встрече с дочерью Фамусова.

Вот почему К. Станиславский так высоко ценил характер Лизы. Новый шаг вперед в развитии темы передовое дворянство и народ сделал Пушкин. В «Цыганах» писатель осудил человека, который был оторван от народа. В «Борисе Годунове» он показал трагедию деятеля, не имеющего поддержки народа.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462740244/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462740244/

В «Евгении Онегине» мы видим новое решение этой темы: если Онегин находится как бы между двух берегов, хотя лучшими своими чертами он, конечно, как и Чацкий, связан с родной почвой, то Татьяна внутренне еще более далека от светской среды: она признается Онегину, как глубоко враждебны ей успехи в обществе, модный дом, вечера.

Она удручена всем этим блеском, дымом и чадом. Глубоко в душе сохранила она любовь к родным местам. Несомненно, что Пушкин передал Татьяне собственное критическое отношение к дворянству и любовь к народу.

Аналогичные мотивы мы находим и в других произведениях писателя: Дубровский в Троекурове видит своего врага, а в крестьянине Архипе—друга; правда, и с Архипом он идет до поры, до времени, тем не менее Дубровский на каком-то этапе соединяет свои усилия с усилиями Архипа, чтобы отомстить врагу; к лучшим порывам Гринева, его чистой любви к Маше генерал из Оренбурга отнесся цинично, в Пугачеве же молодой человек нашел человека, понявшего его чувства.

Характерна вся история дружбы Гринева с Пугачевым: храбрость, верность долгу, отзывчивость — вот что ценят друг у друга два человека разных классов и убеждений.

Начало.

Предыдущая.

Продолжение.