Карелия
Известно, что царь, заморивший немало местного люда и якшавшийся с корельскими колдунами да ведьмами, перед смертью пытался отмолить грехи. В. Н. Майнов рассказывает, что своими глазами видел документ, в котором говорилось, что в деревне Кондопоге была построена церковь на задушбину Грозного царя. "И по сие время в ночь на Ивана идет в церкви задушбинная служба, слышен звон колокольный, хотя местный священник и не служит в это время. Никто не помянет Грозного царя, по всем церквям ему говорят анафему-проклят, а ведь он великий строитель был церковный, так у нас он себе задушбину и строит". Откуда взялось такое предание, неизвестно; но церковь действительно весьма древняя, с крыльцами и переходами. В синодике одного из местных действительно я нашел на первой странице: Раба твоего Ивана, царя и великого князя всея Руси, помяни Господи, во Царствие Твоем…» Увы, узнать эту историю поподробнее Майнову помешало отсутствие священника на месте службы…[1]
Великий строитель церковный-безусловно. Вспомним Собор Василия Блаженного.
Слово "задушбина" активно используется по сей день в сербском языке и означает не только моление за душу умершего, но и благотворительный дар в помощь церкви.
Когда в августе 2018 года сгорел Успенский Собор Кондопоги, был обнаружен старый фундамент из массивных валунов и фрагмент более древней церкви – пятигранная аспида с восточной стороны. Эта церковь, по мнению ученых, была возведена в 17 веке, сразу после Смуты. [2]
Иван Грозный действительно выделял средства карельским монастырям, об этом упоминает Барсов, побывавший в Важеозерском монастыре в последней трети 19 века. [3]
О "Машеозерском" монастыре Пророка Ильи и помощи ему рассказывает и Тихон Баландин. [4]
Но была ли это та самая церковь, неизвестно. Скорее всего источники справедливы и в Кондопоге была еще более древняя церковь.
1 Майнов В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. Петербург, 1877 год. С. 106
2 Под сгоревшей церковью в Кондопоге обнаружили фрагменты более древнего храма. Электронный ресурс. National geographic Россия. Режим доступа: http://www.nat-geo.ru/science/1238715-pod-sgorevshey-tserkovyu-v-kondopoge-obnaruzhili-fragmenty-bolee-drevnego-khrama/
3 Барсов Е.В. Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае: С грамотами и другими письменными памятниками. - М.:Университет.тип. (Катков и Компания), 1868, .с. 13-17
4 Тихон Баландин. Петрозаводские северные вечерние беседы и другие сочинения и письма , изд-во Булавина, 2016 год. С.