Найти тему

Бизнес – два подхода

С разницей в непродолжительное время общался с двумя бизнесменами. Один европеец, другой россиянин. Обоих беспокоят две проблемы – эффективность бизнеса и инновационность. Но решают они ее совершенно по-разному. Не утверждаю, что описанные ниже паттерны поведения характерны для всех европейских или всех российских бизнесменов. Просто сравнил два подхода, два мышления.

Европеец работает над эффективностью со звериной серьезностью. Он создал и возглавил рабочую группу, с которой они составили «карту неэффективностей», от самых дорогостоящих до самых незначительных, и последовательно их устраняют. Не спеша, с европейской основательностью, но устраняют.

Его российский коллега изобрел сложную систему мотивации, которая позволяет ему уменьшать фонд оплаты труда чуть ли не всех сотрудников, если не выполнены цели по продажам. Цели по продажам чаще всего не выполняются, и тогда на спасение бизнеса от убытков бросают систему мотивации, которая позволяет удержать из зарплаты сотрудников достаточно денег, чтобы выйти в плюс.

Проблему креативности европеец тоже решает иначе. Он обучает сотрудников дизайн-мышлению. Они постоянно проводят мозговые штурмы. На профильные выставки они ездят чуть ли не всей фирмой – подсматривают, что в мире есть нового. Владелец бизнеса пытается вовлечь всех в генерацию идей.

Его российский брат по разуму функцию креативного развития своей черни не доверяет. Пока она, чернь, работает в офисе, он путешествует по миру, ездит на выставки – один. Все, что было в его бизнесе когда-то придумано, и хорошего, и плохого, было придумано им. «Ну так они же ничего не предлагают!», хлопает он себя по колену.

От вопроса о том, что может предложить своему работодателю сотрудник, никогда нигде не бывавший и у которого только что вычли 10% из зарплаты, а он не понимает – за что, я воздержался.

Святослав Бирюлин