Найти в Дзене
Tricky English

Сами мы не местные

Оглавление

Каждый из вас, скорее всего, помнит эту фразу из 90-х и начала нулевых. Именно так начинали свою «печальную повесть» разного рода попрошайки в переходах метро, электричках и поездах. И я не случайно выбрал этот заголовок, мне сегодня придётся просить вас о помощи.

Дело вот в чём.

Когда я решил завести блог, посвящённый разговорному английскому на блог-платформе Яндекс.Дзен, а это было 8-го мая этого (2019-го) года, я заключил с ней соглашение: я обязуюсь соблюдать правила платформы, создавая оригинальные публикации, а платформа обязуется предоставить мне читателей путём показа анонсов моих публикаций в индивидуально настраиваемой под вкусы каждого читателя ленте. Я не понимал, скольких читателей я смогу заинтересовать, но надеялся, что их окажется достаточно для того, чтобы обеспечить приток новых учеников на разговорный английский, который я преподаю по скайпу.

Спустя примерно месяц я был вынужден сказать «вау, а эта штука работает». Наибольший интерес привлекли разборы текстов песен, которые я использую в процессе обучения в качестве вспомогательного материала. Конечно, у большинства сыграл свою роль не столько интерес к языку, сколько ностальгический момент.

В июне платформа начислила мне первые сто рублей, а в июле число подписчиков достигло двух тысяч. Правда, ни одного запроса на уроки английского, сразу оговорюсь, и по сей день не поступило.

Ага, подумал я. Если показатели будут расти в таком темпе, то я смогу посвятить больше времени этой работе, и канал будет приносить достаточно, чтобы сделать блогерство, от которого я получаю удовольствия пожалуй больше, чем от индивидуальных занятий, своим основным делом. Но… человек предполагает, а Яндекс.Дзен располагает.

Уже в конце июля я почувствовал неладное, а к сентябрю мои подозрения подтвердились полностью. На сопоставимого качества публикации платформа стала «наливать» всё меньше и меньше трафика, то есть показов. Вот иллюстрация, скриншот из системы аналитики, которой пользуются те, кто занимается бизнесом в интернете – Яндекс.Метрики.

Ежедневное число посетителей на канале с 1 сентября по 30 ноября.
Ежедневное число посетителей на канале с 1 сентября по 30 ноября.

Месячная аудитория упала с 210 тысяч в начале сентября до 70 тысяч на сегодня.

Пропорционально упали и мои заработки. Если в сентябре удалось заработать на кофе, сигареты и хлеб с маслом, то в ноябре уже только на кофе и сигареты. При этом показатели, которыми измеряют успех или стоимость любого веб-сайта, это я знаю как маркетолог, продолжали улучшаться:

1. Число подписчиков [регистраций].
2. Время, проведённое на сайте [канале] одним посетителем за одну сессию [за 1 раз].
3. Число просмотренных страниц за 1 сеанс.

Я обратился в поддержку за разъяснениями. Поддержка стала убеждать меня, что мои публикации стали хуже (средний CTR упал с 6.3 % до 5.4 %), и они вызывают меньше интереса, а конкуренция тем временем обострилась (в мае было 31 тысяча авторов-мастеров, в ноябре 43 тысячи).

Честно, я с этими выводами не согласился. По моему мнению, хуже стали работать алгоритмы, управляющие распределением показов. Надо сказать, что для руководства платформы и службы поддержки авторов алгоритмы, которые управляют показами это – гордость и… некий чёрный ящик, на котором брильянтовыми буквами написано искусственный интеллект. Алгоритмы всё время дорабатываются, так что использование платформы сравнимо с ездой на автомобиле, которому прямо в движении перебирают двигатель. Время от времени что-то внутри скрежещет, щёлкает и отказывается работать.

Чтобы не быть голословным, приведу пару примеров некорректной работы алгоритмов. Вот этот пост, посвящённый женским песням о любви, алгоритм посчитал кликбейтом: обещано одно, а в содержании – другое. Видимо, ИИ считает, что женское и сокровенное – это не как устоять при случайной встрече с привлекательным и опасным незнакомцем, как в песнях Sade, Gilla или Over The Rhine, а сколько нужно кормить грудью или сколько минут нужно варить овсянку. Думаю, вы сами поймёте, сколько времени авторы тратят на создание таких постов, и сколько времени у меня уходит на мои.

Другой пример: мои дайджесты популярных материалов за месяц:

Июньский: охват – 101 386, CTR в ленте – 11,3 %, дочитываний – 7 711
Июльский: охват – 32 449, CTR в ленте – 9,1 %, дочитываний – 2 411
Августовский: охват – 15 494, CTR в ленте – 5,7 %, дочитываний – 1 013
Сентябрьский: охват – 10 968, CTR в ленте – 1,4 %, дочитываний – 143
Октябрьский: охват – 4 640, CTR в ленте – 2,1 %, дочитываний – 88.

Для меня все эти цифры говорят о том, что в своей борьбе за оригинальность, люди, отвечающие за обучение ИИ не понимают, что у автора могут быть постоянные рубрики для того, чтобы его читатели могли ориентироваться, открыв страницу канала. Между тем, это азбучная истина для любого, кто когда-либо работал в СМИ или вёл свой блог. Тем не менее, я продолжаю выполнять свои обязательства перед платформой: все мои материалы оригинальные и, прямо скажем, довольно трудоёмкие.

Упомяну и о том, что у канала возник десяток подражателей, технично и творчески «присвоивших» [укравших] удачно найденный мной формат, и с этим тоже ничего нельзя сделать, ибо формально правил платформы они не нарушили: 100 % заимствований [копипасты | плагиата] нет. Ещё упомяну о том, что любому посту может быть молчаливо присвоен статус «18+» и в ленте ему не покажут никому и никогда. Автор об этом может узнать только случайно. Так произошло, например с этим постом и с этим. Их вы даже поиском не найдёте.

И что же делать?

Хочется написать зло, ибо накипело. Единственный способ выиграть у шулера – не садиться с ним играть вовсе.

Но есть и обратная сторона: вокруг Tricky English сложилось сообщество «завсегдатаев», которым я очень дорожу. Это бывалые и умные люди, многие из которых знают разговорный английский не хуже меня, повидали мир, прошли огонь, воду и медные трубы, и они помогают мне делать материалы интереснее, избегать неточностей и опечаток. И я не готов с ними расстаться.

Как можно помочь?

Бороться с машиной бессмысленно. Но есть некоторые вещи, которые она декларирует и на которые обращает внимание. Она считает, сколько раз вы нажали на кнопку «поделиться» и считает комментарии и лайки. Поэтому я прошу вас выбрать свои любимые посты на Tricky English и раздать их своим друзьям или тем людям, которым, как вам кажется, это может показаться интересным.

Фотожаба из открытых источников.
Фотожаба из открытых источников.

Прошу прощения за многословие, ценящий вашу поддержку и участие, искренне ваш,

Tricky English