Найти тему
Воз сена

ПОЧЕМУ подростки бросают учебу и уходят из дома

Худ В. Губарев.
Худ В. Губарев.

Что ждет их в будущем?

Ответить на эти вопросы будет лучше, проанализировав реальный случай.

Такой случай художественно описан в повести Зощенко «Перед восходом солнца».

Не вернусь домой (Зощенко)

Мы едем в Новую Деревню. Нас человек десять. Мы очень взволнованы. Наш товарищ Васька Т. бросил гимназию, ушел из дому и теперь живет самостоятельно, где-то на Черной Речке.

Он ушел из восьмого класса гимназии. Даже не дождался выпускных экзаменов. Значит, ему наплевать на все.

Втайне мы восхищены Васькиным поступком.

Деревянный дом. Гнилая шаткая лестница.

Мы поднимаемся под самую крышу, входим в Васькину комнату.

На железной койке сидит Васька. Ворот его рубахи расстегнут. На столе бутылка водки, хлеб и колбаса. Рядом с Васькой худенькая девушка, лет девятнадцати.

– Вот он к ней и ушел, – кто-то шепчет мне.

Я гляжу на эту тоненькую девушку. Глаза у нее красные, заплаканные. Не без страха она поглядывает на нас.

Васька лихо разливает водку по стаканам.

Я спускаюсь в сад. В саду – старая дама. Это Васькина мама.

Грозя вверх кулаком, мамаша визгливо кричит, и ее выкрики молча слушают какие-то тетушки.

– Это все она виновата, эта девчонка! – кричит мамаша. – Не будь ее, Вася никогда не ушел бы из дому.

В окне появляется Васька.

– Да уйдите вы, мамаша, – говорит он. – Торчите тут целые дни. Кроме суеты, ничего не вносите… Идите, идите. Не вернусь домой, сказал вам.

Скорбно поджав губы, мамаша садится на ступеньки лестницы.

P.S.

На Канале «Воз сена» написано немало статей о том, как правильно воспитывать детей и о последствиях их неправильного воспитания. Эти статьи желательно прочитать, чтобы лучше понять причину поведения Васьки Т.

Как воспитывать мальчика?
Как воспитывать девочку?
Человека создал не труд;
Учитель, воспитывающий…
Правильную жену приходится любить всю жизнь;
и др.

Васька – недовоспитанный и, соответственно, недоразвитый человек подростково-юношеского возраста с истероидным типом акцентуации характера.

Выраженными чертами истероидной личности являются жажда повышенного внимания к себе, притворство во всем (в отношении к собственной жизни и смерти, приеме спиртных напитков, половых отношениях), демонстрация ложной «взрослости» (бросает учебу, убегает из дома).

Истероидный тип акцентуации формируется вследствие неполноценного воспитания в семье (отец либо рано ушел из семьи, либо вел нездоровый образ жизни и не занимался воспитанием сына; мать (невротичка?) постоянно третировала сына своими жалобами; а в учебном заведении преобладал гнет с наказанием).

Такое отношение к подростку со стороны взрослых (потенциальных и реальных воспитателей) не обеспечило главного – удовлетворения доминирующих в этом возрасте идеальных потребностей в рефлексии (самопознании) и смыслотворчестве, а также генеральной потребности в свободе выбора...

В результате у него накопилось недовольство (комплекс негативных эмоций и чувств) к отцу, потому что он рос без его внимания; к матери, которая прогнала отца и постоянно «лезла» к нему в душу назиданиями и жалобами; к учителям в гимназии (угнетателям!), среди которых не было ни одного доброго человека, и где приходилось постоянно хитрить и притворяться. Даже среди гимназистов не нашлось настоящего друга, которому можно было бы полностью довериться.

Так постепенно сформировался враждебный и притворный тип личности, у которого не актуализировались (то есть не образовались и не стали доминирующими) социальные потребности в самоопределении (самовыражении, самоутверждении и самосовершенствовании), без которых обустроить дальнейшую (взрослую) жизнь проблематично.

Каким будет Васькино будущее?

В учебное заведение он вернуться не захочет: и поздно, и ненавистно, и смысла нет. Жить с ворчливой матерью Васька также не захочет – нет у него к ней ни уважения, ни жалости.

Устроился ли Васька работать и кем («чернорабочим»?)? – в рассказе не сказано. Но к выпивке он уже пристрастился…

Худенькая (напуганная!) девушка, о которой идет речь в рассказе, для Васьки большого значения, как думает его «мамаша», не имеет. Любви у Васька к ней нет и быть не может по незрелости, а есть имитация любви (или, как было сказано выше, притворство).

Значит, Васька ушел не к девушке и не из-за любви. Васька ушел вообще. А куда ушел и чем будет заниматься сам не знает?.. Как личность Васька еще не созрел …

Можно, конечно, нарисовать его трагическое будущее: случайные заработки, съемная комната, несчастная любовь, нежеланный ребенок, уход от жены, пьянство…

Но нарисуем и его возможное благополучное будущее.

Ваське встретился хороший (ответственный) мужчина (наставник), который привлек его к трудовой творческой деятельности. Творческий труд и моральная поддержка хорошего взрослого человека способствовала тому, что Васька дозрел до нормальной социальной жизни, освоил перспективную профессию, женился на хорошей (тихой) девушке, которая родила ему мальчика. И спустя какое-то время он, пожалев свою несчастную одинокую «мамашу», вернулся жить в родительский дом…

P.P.S.

В рассказе сказано, что приятели, которые пришли Ваську навестить, «втайне» были им «восхищены». Значит, у них в душе была та же «психологическая драма жизни». Только их еще что-то сдерживало, чтобы не наплевать на все

Кто-то решит, что приведенный литературный пример (все же в нем описаны события 60-летней давности) сегодня не актуален.
Но ведь и сегодня убегают подростки из дома, бросают школу…
А сколько бегает по стране беспризорных детей?
Кто должен нести ответственность и менять жизнь к лучшему? Сами дети на это не способны.