После 2014 года Россия по известным причинам была вынуждена в ускоренном темпе развивать импортозамещение во всех отраслях промышленности, в том числе и в военно-промышленном комплексе. До этого года в российской экономике главенствовала идея глобализации - все что нужно, мы купим у зарубежных партнеров. Однако «партнеры» оказались не очень надежными, и после первого окрика со стороны США ввели против России санкции.
В итоге США и Япония перестали продавать в нашу страну композитные материалы и сложное промышленное оборудование. Это сильно ударило по авиационной промышленности, в частности, пришлось сдвинуть срок серийного производства гражданского самолета МС-21 на 2021 год. Причем ряд экспертов полагает, что плановые объемы выпуска авиалайнера не будут достигнуты и после 2021 года.
Германия перестала поставлять в Россию корабельные двигатели, а Украина, помимо корабельных - еще и авиационные («Зоря-Машпроект» - газотурбинные корабельные двигатели, «Мотор-Сич» - двигателестроение, КБ Антонова - самолетостроение, Южмаш - ракетостроение). Ряд европейских государств отказались продавать нашей стране свою электронику.
Отсутствие украинских корабельных двигателей серьезно замедлило ход принятия на вооружение фрегатов проектов 11356 и 22350. Более того, по этой причине Россия не смогла в срок выполнить контракт по фрегатам для ВМФ Индии.
Д. Рогозин в одном из своих выступлений как-то обмолвился, что только из стран НАТО и ЕС в Россию поставлялись комплектующие для 640 образцов военной техники, причем 571 из них должны были заместить еще в 2018 году, правда, пока непонятно, насколько эти планы воплотились в жизнь. Более того, еще в 2015 году замминистра обороны Ю. Борисов докладывал президенту, что к 2025 году российской промышленности требуется импортозаместить оборудование для 826 образцов вооружений.
Но дело вроде бы идет. В октябре этого года Шойгу рассказывал, что плановые показатели по закупке новой военной техники уже выполнены почти наполовину, а доля современных образцов военной техники в армии уже составляет 68 процентов.
«Вертолеты России» уже практически не нуждаются в услугах украинской «Мотор Сич». На смену их вертолетным двигателям ТВЗ-117ВМА пришли российские ВК-2500. Правда, в области гражданского вертолетостроения сотрудничество наших стран продолжается.
Та же ситуация и с корабельными двигателями. Только в 2019 году стало понятно, что зависимость от поставок с Украины успешно преодолена. На строящихся фрегатах дальней морской зоны теперь будут устанавливаться отечественные силовые установки 10Д49 и М90ФР производства Коломенского завода и «ОДК-Сатурн».