Француз Николя, продавец игрушек, отправляется на родину предков, в далекую и холодную Россию, чтобы найти секрет изготовления волшебного стекла, способного преобразить окружающий мир. Пройдя ряд испытаний, он достигает желаемого, но внезапно отказывается от мечты и возвращается в Париж, чтобы зажить жизнью добропорядочного буржуа. Волшебное же стекло удается создать его русским друзьям Натали и Валерке.
Для детей «Новая опера» выпускает не так много спектаклей, хотя в ее репертуаре были и есть взрослые оперы, весьма комфортные для юных зрителей (и по хронометражу, и по эстетике), — например, «Руслан и Людмила», «Снегурочка», «Золушка». Но все же иногда появляются спектакли, рассчитанные именно на подрастающее поколение: «Кошкин дом» Вальдгардта для самых маленьких, признанная мировая классика для любого возраста — «Дитя и волшебство» Равеля или «Гензель и Гретель» Хумпердинка. А также совсем новаторские вещи — вроде переделанного из балета в оперу «Щелкунчика» Игоря Кадомцева или «Баранкина» Ефрема Подгайца.
Ведь и арию, и речитатив, и хор можно написать так, что ни петь, ни слушать невозможно — уши вянут. По этой части современная академическая музыка весьма преуспела: оперы, которые адепты постмодернизма провозглашают эталонными, просто неудобоваримы, а иные и не оперы вовсе, но скорее перформансы, задействующие различные акустические эффекты, скучные до зубодробительности — при всей эпатажности. Сюжеты для таких «актуальных опер» подбираются соответствующие — алогичные, часто с политизированными аллюзиями, абсурдным фантасмагорическим контентом. Другая крайность — попсовизация оперы, когда ее музыкальный язык опрощают донельзя, заменяя вокально-симфоническое мышление эстрадно-ритмовым симулякром, а сюжет выбирают исключительно развлекательный, максимально подходящий формату шоу, — получается скорее мюзикл, притом весьма сомнительного качества.
Свежесть музыкальных идей и искренность, незатейливость их изложения — вот что очаровывает и заставляет слушать с интересом. Музыка — основное достоинство «Продавца игрушек», как, собственно, и должно быть в любой опере. А вовсе не «приращенные смыслы» и идеологические манифестации, как принято в постмодернистских опусах. Спасительным для композитора оказывается детская тематика — кто знает, удалось ли бы при создании произведения «для взрослых» не поддаться моде и «общепринятым канонам». Ведь за оперу, написанную по-человечески, можно здорово схлопотать от прогрессивно мыслящей общественности. А так — и овцы целы, и волки сыты, то бишь и публика получила слушабельный опус, и для «ведущих критиков» индульгенция на всякий случай припасена.
Режиссер Алексей Вэйро добросовестно пытается смягчить острые углы, при этом следовать музыке, слушать и слышать ее. И ему многое удается: интересные мизансцены, хорошая динамика повествования, цельность замысла, главная задача которого — познакомить зрителя-слушателя с новым произведением, помочь полюбить его. Спектакль решен в подчеркнуто игровом ключе, ведь главный адресат — дети, а для них игра — лучший способ познания любой новой реальности. Мир постановки буквально населен чудесными обитателями, забавными и симпатичными: клоунами и куклами, принцессами и зверюшками, необычными созданиями (Копилка, Балерина-светофор, Кукольный дом, Головоломка, Буденновец). Французское изящество и театральность переплетаются с русской (скорее даже — советской) простотой, конкретностью и утилитарностью в ярких, говорящих костюмах Дарьи Сенцовой. Превосходный оркестр театра под водительством Александра Жиленкова подчеркивает обилие красот новой партитуры. И с воодушевлением спеты вокальные партии Антоном Бочкаревым (Николя), Кристиной Бикмаевой (Натали), Ильей Кузьминым (Валерка), Анной Синицыной (Мари), Дмитрием Орловым (Франсуа).
30 ноября 2019 г., "Культура"