Как Huawei всё ещё использует сервисы Google
Весной этого года появилась информация о том, что властями Соединённых Штатов введен запрет на сотрудничество национальных компаний с Huawei из Китая. Эта ситуация отнюдь не была неожиданной, так как ухудшение отношений между Huawei и США продолжалось на протяжение всей торговой войны меж двумя государствами. События начали разворачиваться задолго до получения Huawei бана. Ещё в конце прошлого года в Канаде арестовали Мэн Ваньчжоу, которая является дочерью основателя Huawei и занимает руководящую должность в компании.
Как бы там ни случилось, санкций ввели в мае, и их влияние на положение компании из Китая оказалось весьма ощутимым. Серьёзным ударом было лишение лицензии на сервисы Google. Устройствам Huawei с середины т. г. отказано в лицензии GMS. Если кратко, это значит, что на выпускаемых девайсах Huawei не может устанавливаться ПО Google. ОС Android компании из Китая не может быть запрещена к использованию никем.
Несмотря на все это, до 15.09.2019 производителем открыто выпускались телефоны в Европе со всем ПО Google. Лишь в сентябре отсутствие лицензии отразилось на деятельности компании, когда речь зашла об анонсировании Huawei Mate 30 и Mate 30 Pro. Флагманами получен ОС Android 10 из коробки, но утрачены сервисы Google. Предполагалось, что недорогие новые модели появятся в продаже в Европе. Однако, на мюнхенской презентации стало очевидным, что у Huawei нет намерений на снижение стоимости и она ожидает, как решится проблема с санкциями.
Было предположение, что компания сделает возможной автоустановку сервисов Google во время первого включения телефона. Но она это не сделала. Помимо этого, по истечении нескольких дней после анонсирования Mate 30 и Mate 30 Pro пользователи лишились возможности ручной установки Play Market. Осенние флагманы до сей поры так и не появились на рынке Европы, но продажа других смартфонов компанией осуществляется без особых затруднений. Чтобы понимать, как это стало возможным, необходимо разбираться в самой процедуре получения GMS-лицензии.
И здесь нам в помощь Honor 9X, не так давно официально появившийся на рынке Европы. В Китае модель была анонсирована несколькими месяцами раньше. Она с 7-нанометровым процессором Kirin 810, со сканером отпечатков пальцев справа и без сервисов Google, хотя их в Поднебесной можно считать в общем-то бесполезными. Европейская версия с установленным 12-нм чипом Kirin 710F, дактилоскопическим сенсором, который находится сзади и присутствующими Google Mobile Services.
Однако, Honor 9X с аналогичным модельным номером, как Huawei P Smart Z – STK-LX1. Анонс последнего состоялся в мае этого года. Два устройства имеют много общего. Речь идёт об аккумуляторе на 4000 мАч, и чипе Kirin 710, и 6,59-дюймовом IPS экране, и дактилоскопическом сенсоре сзади. Различия подчёркивает дизайнерское оформление, конфигурация памяти и спецификации камеры. Huawei P Smart Z и Honor 9X – это не одинаковые аппараты, как зачастую случается в этих компаниях, хотя с одним и тем же модельным номером. Также одним модельным номером пользуются Honor 20 и Huawei Nova 5T. Покупка обоих смартфонов доступна в РФ, но различия у них почти отсутствуют, но об этом разговор впереди.
Любому производителю, думающему о добавлении сервисов Google к ОС Android, требуется GMS-лицензия. Для каждого смартфона устраивается своеобразное испытание в виде нескольких тестов. Чтобы проверить API и компоненты программы и аппарата предусмотрели специально предназначенную для этого программу совместимости, с названием Android Compatibility Test Suite (CTS). После этого тестируются мультимедиа возможности и ядро ОС, для чего предусматривается использование программ Google Mobile Services Test Suite (GTS) и Vendor Test Suite (VTS). Посредством последней еще определяется, будет ли ОС Android работать после того, как пройдёт обновление с сохраненным кодом низкого уровня поставщика АО.
Основным моментом тут является то, что на эти тесты влияют две вещи, речь идёт о версиях ОС Android и железе, которое обеспечивает ее работу. С высокой долей вероятности для всех испытаний используются инженерные образцы, от которых еще далек заключительный этап производства. Смену ОС будет сопровождать еще одно тестирование. Однако, частично компоненты могут быть заменены без необходимости в проведении новых тестов. Прежде всего речь идёт о внешнем виде. Нет никаких препятствий для выпуска компанией моделей с идентичными параметрами, с отличающимся дизайнерским оформлением задника, к примеру.
Сертификация GMS обусловлена не тем, каков внешний облик смартфона, а начинкой и рынком, где его продают. Еще одним моментом опровергается теория о том, что Huawei могли бы быть установлены сервисы Google «без согласия» хозяйки, так как выходя на каждый новый рынок, телефон обязательно проходит тесты в очередной раз. Это относится и к операторским версиям. Изменение аппаратного обеспечения возможно лишь в тех случаях, если новые компоненты не отразятся на результатах тестирования через VTS и CTS. К примеру, могут быть заменены модули памяти либо сенсоры в камерах.
Любопытный факт, Huawei не дает подтверждений о выпуске новых смартфонов, которые, по сути, либо слегка улучшены, либо идентичны моделям старого образца. Например, компания заявляет, что у Honor 20 и Huawei Nova 5T разная целевая аудитория, модели отличаются дизайнерским оформлением и прошивкой: Magic UI и EMUI. Но стоит сказать и о том, что отсутствует уверенность в том, что Huawei устаревшие разработки выдаются в качестве новых. Не исключено, компанией получена сертификация на Honor 9X и Huawei Nova 5T еще до того, как Трамп объявил эмбарго, и выпускать их запланировали изначально. Но представление смартфонов состоялось через два и пять мес. после бана, что достаточно долго по меркам, существующим сегодня на рынке.
Сегодня Huawei может начать выпуск устройства с процессором Kirin 980 или Kirin 970, цена которого, к примеру, будет равна 250-300 дол. Некоторыми компаниями устанавливается старое железо на современных смартфонах. Например, за месяцы до анонсирования модели Mate 20 на Kirin 980 представили Honor Play на Kirin 970 за 300 долл. Сегодня компанией Sharp используется модель двухлетней давности процессора Snapdragon 835, а vivo производит установку чипа Snapdragon 845 в смартфонах до 300 долл. И такая практика является распространённой. И ведь пользователь не теряет в производительности, потому что тот же SD845 справляется с любыми поставленными задачами. Да, не с таким большим запасом мощности, как у Snapdragon 855 Plus, но это по-любому лучше, чем появление очередного аппарата на Snapdragon 710.
Но подобную практику считают актуальной лишь для телефонов в бюджетных ценовых сегментах. На флагманском уровне это не срабатывает. Те же Google Pixel 4 / XL осуждают за то, что ими получена Snapdragon 855, а не версия Plus, хотя производительность отличается на 5%. Huawei не может начать выпускать Mate 30 Pro, снабжённую лучшей камерой на рынке и стоимостью 1100 евро с процессором Kirin 980 или Kirin 970. Рынку требуется по-настоящему мощная платформа, хотя и эта мощность нигде не будет использоваться на все сто процентов. И компания вынуждена довольствоваться установкой несертифицированного процессора Kirin 990 / 5G и ожидать, когда проблему с санкциями разрешат в ее пользу. Кроме того, даже для бюджетных сегментов использование устаревших чипов является краткосрочным решением. Долго так продолжаться не будет, поэтому Huawei должна отыскать решение вопроса сертификации Google Mobile Services.
А пока властями США выдана временная лицензия, и компании США в ближайшие три месяца могут продолжать сотрудничество с Huawei.