Начало XX века - удивительное время. Это эпоха когда меняется все: отношение и понимание жизни, социальные устои, обычаи, традиции, а главное культура. Одним из самых знаковых изменений становится стиль модерн или арт-нуво.
Зародился в конце XIX века в Западной Европе. Именно он вынес культуру в массы, ибо до него главным "носителем культуры" была аристократия. И смог соединить природу, многоплановость, достижения промышленности и яркие краски. Особая ценность для человека, говорящего по-русски, это то, что арт-нуво стал символом дореволюционной России.
Множество городов, от Сахалина до Варшавы, застраивались в этой стилистике. Так гуляя по промышленным центрам нельзя не замечать эти причудливые и необычные здания. Узоры и орнаменты, пастельные цвета и необычные формы - все это создает тон эпохи. Ревущий мир, несущийся вперед, но все еще помнящий о природе, ведь она так близко, но так далеко.
Сегодня посмотрим на настоящий кладезь любителя архитектуры этого стиля - Ригу. Этот город когда-то был одной из экономических столиц Российской империи, сюда свозили товары с западных губерний и именно через Ригу шла торговля с Германскими землями. В общем, славная история города оставила нам много подарков начала XX века.
Первое, что бросается в глаза - отреставрированность. Балконы, укрощения, входные группы - все на месте. Замечу то, что внешне здания восстанавливаются снаружи, а внутренне назначение и оформление меняется. Это позволяет сохранить внешний облик города, оставив строение удобным и комфортным для жителей (безусловно, если у здания уникальные экстерьеры, то и их сохранят).
Обратите внимание на то, что стеклопакеты новые, старые не стали сохранять, но они довольно-таки органично вписываются в исторический стиль.
Гуляя по городу и рассматривая достопримечательности начала XX века обращаешь внимание на то, что это купеческий город. Все нижние этажи сразу же проектировались как торговые. А наверху квартиры. Посмотрите как в прошлом веке архитекторы озаботились местом и размером вывесок, для них отведено специальное место между первым и вторым этажом, не нарушающее общий вид здания.
Но самое удивительное — это то, что именно в Риге зарождаются разновидности модерна (арт-нуво). В первую очередь связано с тем, что Латвия уже в начале XX века берет курс на самоопределение и отделение от Российской империи. Поэтому местные элиты стремятся создать уникальный архитектурный облик города (честно говоря, никогда не задавался вопросом — это подсознательное действие или умышленное).
В любом случае существует условное разделение рижского стиля на четыре ветки: декоративную, вертикальную, неоклассическую и национального романтизм.
Суть первой заключается в том, что без изменения структуры здания его внешне укрощают в стилистики арт-нуво. Второй назван так по вертикальной ориентации фасадов и их геометрическим орнаментам. Интересно, что именно с появлением этой "группы" в Риге стали появляться чисто модернистские здания, где внешний облик похож на внутренний.
Неоклассический сталь - это последняя стадия развития арт-нуво. Ему характерно строительство зданий в монументально классическом стиле, который украшается и слегка переделывается под стилистику арт-нуво.
Последний же стиль создается (умышленно или нет, неизвестно) как итог или начало формирования национальной идентичности страны. Фольклорные украшения в декоре и монументальность - вот отличительные черты.
Уникальный облик города, одновременно похожий на типичный город начала XX века, но в то же время совершенно другой, своевольный, своеобразный и самобытный. Это место, никогда не было на передовых позициях истории, но здесь так много прекрасной архитектуры, оставшейся нам.
Если понравилась статья, то ставьте лайки и подписывайтесь на дзен и соц.сети (вк), а также слушайте подкасты