Найти тему
VarТехник

Насколько легендарный "Абрамс" американский?

Оглавление

Современные танки состоят из невероятно огромного количество запчастей, броня давно изготовляется не только из стали, но и различных композитов, на вооружении танкистов компьютеры и автоматика, а внутри каждого танка десятки километров электрических кабелей. Всё это сложно скомпоновать воедино, поэтому многие комплектующие приходится закупать. В России принято критиковать ВПК в приобретении деталей из разных стран, но почему-то молчат про тот же «Абрамс».

Бронирование.

Лобовую броню M1 Abrams часто возводят в абсолют, мол её невозможно пробить. Но, как и в случае со многими вещами, бронирование американского танка откуда-то берёт свои истоки. Как это не странно, но в США не стали «изобретать велосипед», купив технологии производства британской брони Chobham. Конструкция представляет собой стальной корпус, в котором размещают композитные материалы, состоящие из тонких пластин на расстоянии друг от друга, при этом состав композитов и их чередования не важны. Самое широкое распространение на момент 80-х получили элементы NERA (Невзрывающаяся Реактивная Защита)

-2

«Чёбем» был предназначен в первую очередь для защиты от кумулятивных зарядов и в этом плане, британская разработка один из лучших вариантов. Однако позже выяснилось, что «Чёбем» и элементы NERA малоэффективны против кинетических боеприпасов. Яркий тому пример эквивалент лобовой брони башни ранних «Абрамсов» до 1984 года выпуска – 650 мм от кумулятивных зарядов и до 420 против кинетики. Для сравнения, у Т-80 тех же годов выпуска, цифры колеблются не так сильно – 600-650 мм от кумулятивных и около 500 мм от кинетики.

-3

Проблему решили в 1992 году при модернизации «Абрамса» до состояния M1A2. Решение было найдено в обеднённом уране, который пополнил ряд композитов в бронезащите, повысив эквивалент не только от кинетики, но и от кумулятивов, до отметок примерно 600 и 1 000 мм соответственно.

Если опустить некоторые подробности, то броня «Абрамса» не американской разработки, а британской. Впрочем, технологию менять не собираются.

Вооружение.

Многие знают о натовском калибре 120 мм. О нём недавно было посвящено несколько статей, но сейчас не совсем об этом… Знаменитая пушка «Абрамса» тоже не американского происхождения, так же, как и предыдущая.

-4

Изначально, M1 оснащался 105 мм пушкой M68, копией британской L7 разработки 50-х годов прошлого века, но при переходе на модификацию M1A1 в 1984 году, в США начали массовый выпуска нового орудия – M256, оно же немецкое RH120 L/44. Это же орудие устанавливается и по сей день без удлинений, как на немецких Leopard 2A6 и выше по апгрейдам. Орудие постепенно устаревает, но эту проблемы корректируют мощнейшие снаряды в блоке НАТО.

-5

В общем, ранние M1 Abrams имели по сути британскую пушку, а позже, в 1984 году, заменили её на лицензионную копию немецкого 120-го калибра.

Двигатель и подвеска.

Начнём с более известного – двигателя. У M1 «под капотом» находится газотурбинный двигатель мощностью около 1 500 лошадиных сил. Агрегат берёт свои истоки ещё с 40-х годов, а вернее разработки немецкой фирмы Henschel отделения Strahltriebwerke. Ими были разработаны два варианта силового агрегата – GT101 и GT102. Если кратко, то отличия заключались в методе размещения в моторном отсеке танка. ГТ101 должен был размещаться поперёк корпуса с выхлопом с кормы, в то время как ГТ102 предполагали установить поперёк с выводом газов на один из бортов. Все изменения касались адаптации под разную компоновку в танке «Пантера».

Если отбросить историю и сравнить происхождение американского и советского газотурбинного танкового двигателя, то получим, что американские инженеры не стали менять уже разработанную конструкцию, добавив более совершенные теплообменники и фильтры, увеличив мощность с 1 000 до 1 500 л.с. В СССР ГТД берёт свои корни не от моторов серии GT, а от авиационных двигателей Jumo, устанавливаемые на Me. 262 Schwalbe. Первоначально, советские адаптации немецких моторов предназначались для реактивной авиации, позже для вертолётов, а двигатель от винтокрылых машин серии Ми переделали для использования в танке Т-80.

Что касаемо ходовой части, то она тоже берёт своё начало из Германии, но не с периода Второй Мировой, а прямиком с 70-х, когда немцы задались целью заменить или модернизировать Leopard 1. В итоге, на свет появился Leopard 2K – идейный наследник предшественника, с мощным орудием, слабой бронёй и невероятной мобильностью. Кстати… Именно Leopard 2K стал основой для «второго Леопарда», который мы знаем сейчас.

К чему это я? К тому, что в США на момент появления Leopard 2K работали над упрощённой версией MBT-70 с новым индексом XM803. В ходовой части обоих прототипов было серьёзное отличие – 6 катков у американца и 7 катков у немца. Казалось бы, немного – одной парой колёс больше, но в итоге, именно семикатковое шасси стало основным, благодаря большему модернизационному ресурсу и распределению веса. Даже самые ранние «Абрамсы» имеют в подвеске 7 катков. Это лишний раз подтверждает, что лучшие американские разработки в области бронетехники – это немецкие идеи.

-9

Итог.

Американский «Абрамс» не такой уж и американский, как может показаться… От США там всего лишь система управления огнём, сталь, вышибные панели и экипаж, а всё остальное было создано или в противовес Советскому Союзу благодаря наработкам Второй Мировой, или британским и немецким технологиям, которые не стеснялись заимствовать.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.