Найти тему
History of Germany

Сражение за нормандию 1944 год: панцергренадеры не сдаются!

Сражение за Нормандию в 1944 г. по сравнению с разгромом Франции выглядит совершенно по-другому. В мае 1940 г. немцы были на вершине своих военных успехов, а к 1944 г. конец Третьего рейха был уже не за горами.

Между этими датами панцергренадерам пришлось пройти через длительную и жестокую войну на советско-германском фронте.
Между тем в 1944 г. панцергренадерам опять пришлось вступать в сражение на Западе, на этот раз в роли обороняющихся, против войск союзников, образовавших в Нормандии свой плацдарм после высадки в день «Д» 6 июня. На раскисших дорогах и среди живых изгородей Нормандии германские панцергренадеры попытались остановить противника. Одним из наиболее знаменитых подразделений, принимавших участие в битве за Нормандию, была 12-я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд».

12-я дивизия СС «Гитлерюгенд»

Дивизия «Гитлерюгенд» изначально формировалась как панцергренадерская, но ко времени сражения в Нормандии была переименована в танковую. Это было особое формирование. Она включала в себя бывших членов «Гитлерюгенда», обученных и ведомых унтер-офицерами и офицерами из 1-й дивизии СС «Лейб-штандарт». Благодаря этому солдат этого подразделения отличали фанатизм и прекрасная выучка. В сражении это были грозные и безжалостные противники. Дивизия «Гитлерюгенд», как и большинство подразделений СС, были оснащены самым современным снаряжением, таким как тяжелые танки и бронемашины.
Обучение, организованное унтер-офицерами и офицерами «Лейбштандарта» для дивизии «Гитлерюгенд», было практичным и прекрасно подготовило дивизию к сражениям. Это обучение носило нешаблонный характер, но давало солдатам дивизии преимущество над их противниками в Нормандии. Инструкторы из «Лейбштандарта» были ветеранами Восточного фронта. Он избегали муштры и формализма, предпочитая им практичное обучение боевым приемам. Каждый урок и упражнение имели определенную цель и проводились в максимально приближенной к боевой обстановке. Это было стандартное обучение для всех солдат СС, но в случае с «Гитлерюгенд» оно было усилено до крайней степени.

Таким образом, когда эти молодые панцергренадеры вступили в 1944 г. в бой, они были уже привычны к грохоту и напряжению настоящего сражения. Они уже на полигоне прошли через обстрел боевыми снарядами. Определенное количество погибших на учениях считалось «нормальным» и необходимым, чтобы подготовить солдат к эффективным боевым действиям. Военный историк Макс Хастингс вспоминал, как один из офицеров связи «Гитлерюгенд» считал, что «они получили хорошую подготовку в «Гитлерюгенде». Они были приучены к порядку и дисциплине. Они знали как надо петь!». Их снова и снова готовили к осуществлению быстрого броска к Нормандскому плацдарму. Молодые солдаты этой дивизии были удивлены, когда вместо более привычных сигарет им стали выдавать шоколад. Это были прошедшие через идеологическую подготовку, решительные и прекрасно обученные панцергренадеры, которые вместе со своими танками двигались через села Нормандии вокруг городка Кан навстречу англичанам и канадцам.

В ходе переброски дивизии «Гитлерюгенд» к месту боевых действий истребители-бомбардировщики союзников преследовали длинную вереницу боевых машин на всем ее пути до линии фронта. Дивизия была обучена настолько хорошо, что правильная дистанция между машинами все время сохранялась, и это позволило уменьшить потери при воздушных атаках противника. Однако преимущество союзников в воздухе сорвало передвижение всех германских войск и обеспечило наступавшим мощную поддержку с воздуха в ходе сражения за Нормандию. Это было серьезным отличием от сражения во время переправы через Маас, когда самолеты люфтваффе имели преимущество в небе над Седаном. В Нормандии обстрелы из тяжелых орудий кораблей союзников стали новым и очень неприятным сюрпризом для немцев, не исключая унтер-офицеров и офицеров, прибывших с Восточного фронта.
Решительный настрой солдат «Гитлерюгенда» был очевиден. Рудольф Шааф из 1716-го артиллерийского дивизиона вспоминал, как «то, что показали войска СС, заставило их поверить, что до сих пор сами они сражались как доярки». Шааф видел суровых молодых людей из «Гитлерюгенд», шедших в направлении линии фронта, и видел их тем же вечером, возвращавшихся в слезах. Эти слезы были вызваны не напряжением сражения, а тем, что они не сумели выполнить поставленную задачу и сбросить союзников в море.
7 июня панцергренадеры «Гитлерюгенда» получили приказ осуществить в середине дня атаку и очистить побережье. Ночью грузовики доставили их к городку Кан. Достигнув Кана, солдаты высадились и, проведя ночной марш через город, заняли позиции для атаки. Артиллерийские офицеры выдвинулись вперед, чтобы найти подходящие позиции для дивизионной артиллерии. 150 танков дивизии, развернувшиеся вместе с панцергренадера-ми, наилучшим образом справились со своей задачей. Атаки с воздуха и общая сумятица вокруг разворачивавшихся танков и панцергренадеров «Гитлерюгенда» означали, что концентрация войск для атаки происходила в далеких от идеала условиях.
Сплоченность дивизии была нарушена, и солдаты выдвигались к месту сражения, как могли. Между тем танки, пытавшиеся пробиться вперед на линию атаки, начали выстраиваться сзади. Заняв позиции для атаки, солдаты «Гитлерюгенда» окопались, отрыв длинные траншеи и огневые точки. Все было замаскировано, чтобы не привлекать внимания истребителей-бомбардировщиков противника, и только после этого солдаты смогли, наконец, перехватить несколько часов такого необходимого для них сна.
Но не все прошло в соответствии с планом. Все танки 26-го полка дивизии «Гитлерюгенд» исчерпали запас горючего в 35 километрах восточнее реки Орне. Когда пришло время для атаки 7 июня, только три батальона 25-го панцергренадерского полка были к ней готовы. Вот это маленькое войско, поддерживаемое двумя танковыми подразделениями, и должно было загнать союзников обратно в море.

-2

Панцергренадеры против канадской пехоты
Прежде чем эта атака была осуществлена, солдаты «Гитлерюгенда» услышали шум приближающихся танков. Это были легкие танки «Стюарт» 9-й канадской бригады. Пришло время проявить полученные в ходе подготовки подразделения навыки. С неподготовленными войсками всегда есть риск, что солдаты могут открыть огонь преждевременно, обнаружив свое присутствие. Солдаты «Гитлерюгенда» не открыли огонь и позволили канадским танкам подойти ближе. Как только это случилось, с противоположного склона холма показались PzKpfw IV, которые вступили в схватку с канадскими танками. Затем в дело вступили германские противотанковые орудия. Тем временем в схватку с канадской пехотой вступили панцергренадеры, следовавшие за своими танками.
Ярость атаки эсэсовских панцергренадеров отбросила канадцев на их исходные позиции у городов Сан-Контес и Бурон. Сражение шло с переменным успехом. «Гитлерюгенд» захватил Бурон только для того, чтобы потерять его при произошедшей на склоне дня новой атаке пехотинцев из Новой Шотландии. Как и в сражении при Маасе, панцергренадеры в полной мере проявили свою мощь и готовность к выполнению разнообразных боевых задач. Со своих исходных позиций они перешли к агрессивной обороне и, наконец, к контратаке, отбросившей канадцев к их стартовым позициям. Панцергренадеров остановил только шквальный огонь артиллерии, который запросили канадцы. С воздуха, моря и суши на панцергренадеров обрушился огненный град, остановивший их контратаку. Несмотря на то что подразделения панцергренадеров и бронетехники «Гитлерюгенд» были наскоро собраны и недоукомплектованы, все они хорошо проявили себя в этом сражении, остановив канадское наступление, хотя им и не удалось уничтожить плацдарм союзников.

-3

Однако потери дивизии были тяжелыми, а восполнить гибель хорошо обученных солдат - задача очень сложная. Это было особенно справедливо в отношении офицеров дивизии, многие из которых были убиты в этих боях. Теперь «Гитлерюгенд» закрепился на оборонительных позициях, не давая союзникам осуществить желанный прорыв.

В сражении с канадцами прошедшие идеологическую обработку эсэсовские панцергренадеры действовали крайне жестоко и часто расстреливали военнопленных. В ответ на это канадцы тоже не проявляли склонности брать эсэсовцев в плен. В этом сражении канадцы тоже проявили себя с самой лучшей стороны и доказали, что они являются достойными противниками дивизии «Гитлерюгенд».

Последовавшие военные действия представляли собой стычки между небольшими подразделениями в бокажах и деревушках Нормандии. Каждое продвижение панцергренадеров влекло за собой наскоро организованные контратаки канадцев. Деревушки переходили из рук в руки. Канадские стрелки, вооруженные противотанковыми ружьями PIAT, вели огонь по танкам дивизии «Гитлерюгенд» в теснинах бокажа.

Нормандия: война на истощение

Это была война на истощение, повторявшая ситуацию Первой мировой войны. В ходе этих боев выяснилось, что панцергренадеры могли великолепно сражаться как в обороне, так и в нападении. После 7 июня немцы могли ставить перед собой только одну задачу - не дать плацдарму союзников расшириться. Уничтожить плацдарм они не могли, и потому перешли к обороне. Теперь панцергренадеры занимались установкой мин и мин-ловушек и возводили полевые укрепления. В последовавших вслед за этим изматывающих сражениях, в которых поддержка немцев с воздуха была незначительной или ее не было вовсе, мощь дивизии «Гитлерюгенд» еще больше уменьшилась. Особенно большими были потери среди младших офицеров.

Бои обескровили дивизию и показали, как важно соизмерять возможности дивизии с общей ситуацией. Уже не имело значения, насколько хорошо сражались панцергренадеры «Гитлерюгенда» или какого-либо другого германского подразделения. По мере того как Третий рейх приходил в упадок, все эти усилия могли только отсрочить окончательное поражение Германии.

12 июня 1944 г., когда союзники сражались за обеспечение безопасности своего плацдарма в Нормандии, 7-я британская бронетанковая дивизия осуществила атаку в южном и восточном направлении к Виллерс-Бо-каж, пытаясь обойти с фланга германскую Образцовую танковую дивизию. Ранним утром следующего дня батальон тяжелых танков I танкового корпуса СС нанес ответный удар.
Воздушные патрули союзников перехватывали посланные подкрепления и часто уничтожали эти скудные пополнения еще до того, как им удавалось достигнуть Нормандии. В конце концов, в сражении за Нормандию дивизия «Гитлерюгенд» была уничтожена и прекратила свое существование как отдельная часть.

Панцергренадеры против англичан

Остатки дивизии «Гитлерюгенд» продолжали удерживать позиции в Нормандии. Тем временем на смену канадцам пришли английские подразделения, которые провели серию атак для захвата Кана. Этим атакам предшествовали интенсивные бомбардировки, которые должны были ослабить сопротивление. Эти атаки проверили крепость нервов оборонявшихся панцергренадеров. Перед канадской атакой 7 июня панцергренадеры выдержали интенсивный артиллерийский огонь и обстрел с воздуха и тем не менее оказались готовы к сражению. 17 июня, при атаке британских частей, панцергренадеры были подвергнуты массированной бомбардировке. Однако небольшому количеству солдат удалось уцелеть в «лисьих норах» и воронках от снарядов и встретить танки и пехоту противника огнем из винтовок, автоматов и «Фаустпатронов». Еще одной уловкой панцергренадеров, для осуществления которой требовались стальные нервы, было то, что они пропускали танки через себя, а затем атаковали их с тыла. Как и в случае с японцами на Тихом океане, небольшие группы панцергренадеров оставались в укрытиях, чтобы появиться позднее и изводить противника в тыловых зонах. Атака англичан 17 июня была особенно успешной, но сопровождалась тяжелыми потерями. 55 солдат было убито и 110 ранено. Закрепившись на своих новых позициях, британцы подвергались постоянным контратакам. В конце концов, после согласованной контратаки панцергренадеров «Гитлерюгенда» при поддержке нескольких «Пантер» и самоходных орудий, англичане были отброшены на исходные позиции.

-4

Потери панцергренадеров

Потери в этих интенсивных столкновениях были таковы, что часто унтер-офицерам приходилось брать на себя командование. В конце концов, численный перевес стал сказываться, поскольку к плацдарму союзников постоянно подтягивались подкрепления, в то время как немцы получали свои лишь от случая к случаю. Англичане провели новые атаки на удерживаемую «Гитлерюгендом» линию обороны, каждая из которых отбивалась ценой тяжелых потерь. Сражения в домах и деревушках бокажа проходили с такими же потерями, как и на Восточном фронте. На этой стадии сражений панцергренадеры были измотаны, испытывали недостаток снабжения и страдали от рано начавшихся дождей. Они продолжали использовать тактику Восточного фронта с убийственным для себя эффектом. В обороне панцергренадеры не открывали огонь по противнику до самого последнего возможного момента, чтобы стрелять наверняка. Затем, прежде чем британская артиллерия достигнет зоны поражения, панцергренадеры должны были перейти на новые позиции. Этот маневр должен был произвести на англичан впечатление, что они столкнулись с более многочисленным противником, чем это было на самом деле. Эта тактика требовала также большого терпения и изматывала панцергренадеров, которые должны были постоянно перемещаться по полю боя и постоянно участвовать в непрерывных боях.

Битва за Нормандию стала битвой, в которой решающую роль сыграло количество войск, и уже не имело значения, насколько хорошо действовали панцергренадеры. Превосходство союзников в численности и вооружении определило исход операции. Нарушение германских линий снабжения означало, что только ограниченное количество припасов могло поступить к подразделениям, находящимся на линии фронта. Контратаки стали невозможны не только потому, что вымотанные панцергренадеры нуждались в отдыхе, но и потому, что у них просто не хватало боеприпасов.

Конец дивизии «Гитлерюгенд»: Фалезский котел
Когда спустя месяцы тяжелых боев линия обороны немцев, в конце концов, была прорвана, дивизия «Гитлерюгенд» представляла собой бледную тень части, вступившей в бой 7 июня 1944 г. По мере ее отступления через Фалезскую брешь союзники обстреливали и бомбили отступавших немцев из всего имевшегося в их распоряжении оружия. Обер-лейтенант Вальтер Крюгер, офицер-связист из «Гитлерюгенда», вспоминал, как на Фалез-ской дороге во время отступления целые колонны оказывались под огнем, когда истребители-бомбардировщики союзников атаковали немцев на бреющем полете. «Все бежали», - вспоминает Крюгер. Лишь немногие из панцергренадеров «Гитлерюгенда» уцелели в этом бою.
Курт Мейер, который принял командование дивизией после того, как Фриц Витт был убит, сумел спастись. Будучи фанатичным нацистом и решительным солдатом, Мейер был, однако, сильно потрясен этим поражением. Рассказывая о бойне, через которую ему пришлось пройти, обычно непоколебимый Мейер признавался: «Мои колени тряслись, пот лился градом по лицу, одежда была мокрой от пота». Мейер и «Гитлерюгенд» были крайним выражением фанатичного нацизма, и в качестве панцергренадеров они оказали, возможно, самое стойкое сопротивление в этой войне. Вывод Макса Хастингса о том, что «ни одно другое формирование не причинило союзникам так много хлопот в Нормандии, как 12-я танковая дивизия СС», говорит многое об этих панцергренадерах.