Забавный фильм о побеге группы заключённых из советской тюрьмы «Джентльмены удачи» все мы помним с детства. При этом никто особо не задумывается о заведомой неправдоподобности сюжета подмены главаря банды, матёрого уголовника Доцента, на заведующего детского сада Трошкина. Попытки объяснить разницу в поведении и отсутствии знаний и навыков главаря банды амнезией не выдерживает никакой критики. У двух человек, вся взрослая жизнь которых проходила в различной среде, среди других людей, не говоря уже о роде занятий, будет очень много не слишком приметных со стороны, зато очень хорошо чувствующихся в близком общении деталей. Даже то, как человек держит ложку за обедом, сразу выдаст чужака, будь он с виду сколь угодно точной копией.
Сам побег и все дальнейшие приключения банды Доцента также исключительно неправдоподобны, даже с учётом того, что милиция им подыгрывает. То есть фильм на самом деле вовсе не об истории поисков украденного золотого шлема. Этот шлем — только символ. Золотой шлем соответствует золотому нимбу вокруг головы святого на иконе. Смысл фильма в показе спасения души главного героя Трошкина после его смерти, обретения ею в конечном итоге состояния святости. Сама смерть показана как встреча с ангелами, которых в советской официальной реальности заменяют милиционеры. Вызов в милицию и обретение нового облика — символический переход героя на ту сторону бытия.
Поскольку главный герой вырос в СССР вне религиозной традиции, всё происходящее он воспринимает в образах советской действительности. Сперва душа проходит разнообразные испытания. Бесы, пытающиеся задержать его душу, видятся ему уголовниками, которых он должен убедить, что он тут главный пахан и запугать наиболее опасных из них. Он справляется с этой задачей лишь благодаря предварительной подготовке и поддержке его ангелами, то есть милиционерами. Для спасения, душа должна справиться со своими собственными негативными сторонами. Их и символизирует образ пахана Доцента, чёрного альтер-эго героя.
Причём почти весь фильм борьба Трошкина с Доцентом будет вестись опосредованно, через бывших подельников Доцента. Лишь в самом конце состоится решающий поединок за золотой шлем. Этот поединок произойдёт на льду озера — очевидно, глубоко в подсознании Трошкина застряла ассоциация главной битвы с «Ледовым побоищем». Что неудивительно, ведь все советские люди видели фильм «Александр Невский» Эйзенштейна. И победа достанется Трошкину благодаря его товарищам, бывшим друзьям Доцента, которых он долгими усилиями сумел обратить к добру.
Что представляют собой соучастники Доцента, вопрос не такой простой. Они могут быть такими же спасающимися душами, прилепившимися к тому, кто может их вывести из ада. Могут быть и отражениями негативных качеств самого Трошкина. Василий Алибабаевич — та простота, которая хуже воровства, он символизирует невежество. «Косой» в изображении Савелия Крамарова — легкомыслие и равнодушие к людям. «Хмырь» — ходячее воплощение уныния, пессимизма и прокрастинации.
В фильме хорошо показано, что всю эту компанию окружающие принимают не за тех, кем они являются. Иногда их даже принимают за учёных, а когда они переодеваются в женскую верхнюю одежду, никто даже не заподозрил в них мужчин, хотя бы по их совершенно неженской походке. Это неудивительно, ведь призраки (а кем ещё быть душе после смерти) могут принимать любой облик. Узнаёт в Трошкине Доцента только один из его бывших подельников, и тут же спускает с лестницы. Это тоже весьма символическая сцена. Лестница в данном случае — «лестница Иакова», то есть путь на небо. Разумеется, для чёрной души Доцента она закрыта, по этой лестнице он может только спускаться. Или скатываться, как в данном случае.
Символичен также поиск дома этого бывшего подельника. Казалось бы, известный им город, и даже ориентиры для поиска у них есть, однако им приходится долго колесить по улицам. Это потому, что город только кажется знакомым. На самом деле они странствуют по иномировому отражению земного города. Странствия в потусторонней реальности иные, чем в материальном мире. Для встречи в загробной жизни нужно родство душ и желание обеих сторон. А в данном случае старый знакомый вовсе не жаждет видеть Доцента, поэтому чтобы добраться до его квартиры и пришлось приложить такие усилия. Причём сами они вообще нужный дом не нашли бы, их довёз таксист, то есть «служебный дух», в данном случае благой помощник.
Этот фильм можно сравнить с текстом К.С. Льюиса «Расторжение брака» или любым иным христианским текстом, показывающим посмертную участь не абсолютно праведного или грешного, а обычного человека. Его душа сама должна определиться, куда ей идти, в компании с кем и при чьей помощи. А как конкретно этот выбор и последующее путешествие души будет выглядеть, зависит от взглядов и жизненного опыта самого человека. В данном случае весь антураж не церковный, а чисто советский, в полном соответствии с представлениями Трошкина.