Начнём, пожалуй, с флота гражданского. Тут надо понимать, что суда бывают совершенно разного предназначения, соответственно и образ жизни на них может сильно отличаться.
На одном из своих буксиров я в общей сложности два года прожил в режиме 6х6 - шесть часов на вахте в машинном отделении, шесть на все остальные дела, сон, еда, самообслуживание, поглазеть, что там на горизонте. Повезло, что не было таких проблем с техникой, которые невозможно было бы решить за время вахты.
При заходах в порт всегда удавалось выйти в город купить расходные материалы в машину, себе какие-нибудь вкусняшки, а заодно и просто развеяться. Другие несколько лет я работал в режиме 4х8, тут вообще времени хватало на всё, особенно на океанских переходах из Южной Америки в Индию или обратно. Или на сухогрузах, возящих насыпные грузы. Можно и спортом позаниматься, почитать, заняться каким-нибудь хобби. Как правило при хороших погодах на палубе, а при плохих в кают-компании в определённое время собираются пообщаться свободные от вахты.
Можно и так отдохнуть:
Вообще с картами вопрос интересный. Я на них подробнее в следующей статье остановлюсь. Здесь же простой "подкидной дурак" без "интереса", да и то это происходило довольно редко.
В Рио-де-Жанейро мы вчетвером наняли местного гида с автомобилем, это оказалось совсем недорого, посетили интересные места в городе, искупались на Копакабане, он показал самбадром, отвёз на гору Корковадо, где распростёр руки над городом каменный Спаситель.
А другой раз после пересечения Индийского и Атлантического океана я на берег вообще не вышел, занимались проблемами с машиной и отправились в обратный трёхмесячный вояж той же дорогой.
Другое дело например, контейнеровозы, особенно на "коротком плече", а ведь бывают моменты, когда может быть не один заход в порт за сутки. Обычно в контракте оговаривется, что рабочее время в сутки должно составлять 8 часов плюс 2 часа овертайма. Ну, или указывается сумма часов овертайма в месяц, скажем, 100 часов. На самом деле всё выглядит отнюдь не столь благостно.
Восемь часов - это вахта или работы по поддержанию порядка на судне, скажем - покрасочные или что там ещё потребуется. Но может прибавиться постановка на якорь или швартовые, что никаким распорядком не предусмотришь, или наоборот, съёмка с якоря, работы по креплению груза или отдачи этих креплений, чем на контейнеровозах занимаются постоянно
Все эти операции проводятся в любое время суток и состояние погоды.
Кстати, не такое уж простое дело, как могло бы показаться. Необходим специальный сертификат, курсы могут занять до 3-х месяцев, соискатель должен иметь хорошие физические кондиции и не бояться высоты.
Так называемый Lashing Specialist. А знаете, как Гугл перевёл? Специалист по порке! Можете проверить, ох уж этот английский язык и автоматические переводчики :)
Бывает, что просто поспать часов 5 в сутки - большая удача. О каком свободном времени может идти речь? Судоводители, в свою очередь, завалены горами отчётной документации, которую надо постоянно заполнять, а когда же это делать, если оговоренные рабочие часы ты должен провести на мостике и обстановка может не позволить отвлечься ни на минуту? Скажем, в районах с интенсивным движением, а таковых ныне полным-полно. Остаётся личное время, конечно. Да и в машине этих бумаг, требующих постоянного ведения, стало предостаточно.
Не лучше со свободным временем и у рыбаков. Те же 6х6 без выходных три-четыре месяца подряд. Сырость, холод, постоянное недосыпание. Много просто физически тяжёлой работы - на палубе с орудиями лова., при погрузках продукции. Не лучше и в рыбцехах - запах рыбы, въедающийся в кожу, вонь от внутренностей, не дающий ни минуты рааслабиться темп конвейера.
А ещё качка, которую никто не отменял, постоянная опасность получить травму. Болен, не болен - решай сам, выходить на смену или отказаться. В последнем случае можно на следующий рейс и не попасть. Это всё воспоминания поработавших на "рыбкином" флоте. Если у кого есть опровержения - милости прошу высказать их в комментариях.
Так что и там со свободным временем совсем не просто. Если есть свободные четверть часа, поглядите ролик, как рыбка из моря готовится попасть на прилавки магазинов: https://www.youtube.com/watch?v=HbVuqakasss Только музыкальное сопровождение я не выдержал, отключил, это трэш какой-то!
Про свободное время на военном флоте в следующей статье.
.......................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь